Информатика 10-11 классы

3.13. Информатика и ИКТ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов средней общеобразовательной школы
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 и авторской программы К.Ю. Полякова, Е.А.
Еремина «Информатика 10 - 11 классы. Базовый и углубленный уровни» издательство Бином 2016 г.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от
31 декабря 2015 г. № 1577);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказом Минобрнауки России от 8 июня
2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №
38, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года № 1677, приказом Минобрнауки от 08 июня 2017 года № 535, приказом
Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581, приказом Минобрануки от 05 июля 2017 года № 629);
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования;
5. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях»;
9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
10. Авторской программы К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина: ««Информатика 10 - 11 классы. Базовый и углубленный уровни» примерная
рабочая программа» издательство Бином 2016 г..
Преподавание ведется по учебникам:
• «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
• «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень» завершенной предметной линии для 10–11 классов.
Учебники разработаны в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО); с требованиями к результатам освоения примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (ПООП СОО) (личностными, метапредметными, предметными); с основными идеями и положениями программы развития и
формирования универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с

федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования.
Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:
• методическое пособие для учителя;
• примерная рабочая программа;
• электронные формы учебников.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом
вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 272 часов (полный углублённый курс) или 136 часов
(сокращённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что
её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с
информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных
систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые
не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы).
Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих
разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы
хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только
поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу
информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе,
независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение
отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы
сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные
материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики
учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные
линии:
• Основы информатики
• Алгоритмы и программирование

• Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение
систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались.
Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС.
Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах.
Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а
не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии,
проявление самостоятельности мышления учащихся.
В соответствии с ФГОС, целями изучения информатики на уровне среднего общего образования являются:
− формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
− формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; y развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя;
− формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
− знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
− формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
− формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в
Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основные задачи учебного предмета информатика и ИКТ — сформировать у обучающихся:
− понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях
развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
− знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
− базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
− знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
− умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого
уровня;

− умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и
информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права,
основами информационной безопасности;
− умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Математика и информатика». ФГОС СОО предусмотрены требования к освоению предметных результатов по информатике на базовом и
углублённом уровнях, имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это позволяет реализовывать углублённое
изучение информатики как в рамках отдельных классов, так и в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в том числе используя
сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По завершении реализации программ углублённого уровня учащиеся
смогут детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня
сложности.
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика и ИКТ» в объёме не менее 68 учебных часов
(по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или
факультативных занятий.
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 2 часа в неделю в 10 и 11
классах (сокращённый курс в объёме 136 учебных часов) и по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в
11 классе).
На период карантина, работы образовательного учреждения в качестве пункта проведения единого государственного экзамена,
проведения районных и городских мероприятий предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте гимназии и в электронном журнале.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
1)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
4)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты

1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться
в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1)
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2)
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3)
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа
этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4)
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты
информатики, в том числе логические формулы;
5)
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при работе со средствами информатизации;
6)
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тен-денциях развития компьютерных
технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7)
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов
организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8)
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9)
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и
статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10)
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и
справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11)
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

12)
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации,
алгоритмов поиска и сортировки;
13)
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с
использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных
программ по выбранной специализации;
14)
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15)
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке
высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16)
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку
программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета, курса
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I.
Основы информатики
•
Техника безопасности. Организация рабочего места
•
Информация и информационные процессы
•
Кодирование информации
•
Логические основы компьютеров
•
Компьютерная арифметика
•
Устройство компьютера
•
Программное обеспечение
•
Компьютерные сети
•
Информационная безопасность
II.
Алгоритмы и программирование
•
Алгоритмизация и программирование
•
Решение вычислительных задач
•
Элементы теории алгоритмов
•
Объектно-ориентированное программирование
III.
Информационно-коммуникационные технологии
•
Моделирование
•
Базы данных
•
Создание веб-сайтов
•
Графика и анимация
•
3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего
образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается
усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием,
предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
Планирование учебного материала представлено в трех вариантах:
1)
Базовый уровень
2)
сокращённый курс в объёме 136 учебных часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах).
3)
полный углубленный курс в объёме 272 учебных часов (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах);
В сравнении с полным курсом, в планировании сокращённого курса
•
изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация» и «3D-моделирование и анимация»,
которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
•
раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с
программированием, изучались в середине учебного года;
•
сокращен объем изучения остальных разделов.
В то же время при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного курса самостоятельно
под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество
часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».