3.11. Основы безопасности жизнедеятельности
Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по ОБЖ утвержденного приказом
Минобразования России от 05. 03 2004 г. № 1089.
2. Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 27.12.2012г. №273-ФЗ.
3. Авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В.
Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.
4. Образовательная программа МAОУ СОШ №123
5. Учебный план МAОУ СОШ №123 на 2022-2023 учебный год.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2020-2021 учебном году.
Учебно – методические документы:
• Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11
классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Вентана-Граф», 2019;
• Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396
[4]с.: ил- (Российский учебник).
Общая характеристика учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку,
закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение индивидуальной компетентности и
культуры безопасного поведения школьника, осознание ответственности за благополучие и безопасность общества.
Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов (моделей) мышления, поведения и деятельности личности
безопасного типа вследствие соблюдения правил безопасности в разных сферах жизнедеятельности общества.
Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе
целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении
распознавать опасные ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники безопасности.
1
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются через формирование ответственности,
дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности; в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия),
милосердия, взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по
учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей, обучающихся старшего школьного возраста.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
• содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и
внутренних угроз;
• содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социальноэкономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
• осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной
жизни
• любви, равноправия, заботы, ответственности.
• профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
• обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и
обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений
предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты,
оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия
других людей и среды обитания;
• воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и
государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в
социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
• развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного
поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по
истории на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить
2
преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят методические
пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для
чтения.
Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности
жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от
них.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10-11 классах отводится 6 ч9асов в
год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе:
• 10 класс – 1 час в неделю, 34 час вов год, по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы;
• 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и
практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного
поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана
труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых
теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих
реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
В основе педагогического процесса могут применяться формы организации учебной деятельности:
• Комбинированный урок;
• Урок-лекция;
• Урок-практикум;
• Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в
сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени
способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
1. Тематический срез знаний;
2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
5. Итоговые контрольные работы;
6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
3
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые
определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
4
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся(организационные):
1. Умение самостоятельно
Обучающийся сможет:
определять цели обучения,
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
ставить и формулировать
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
новые задачи учебе и
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
познавательной
результат;
деятельности, развивать
• ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей
мотивы и интересы своей
формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;
познавательной
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
деятельности.
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно
Обучающийся сможет:
планировать пути
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
достижения целей, в том
составлять алгоритм их выполнения;
числе альтернативные,
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
осознанно выбирать наиболее
познавательных задач;
эффективные способы
• определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
решения учебных и
учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное
познавательных задач
будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи или достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои
Обучающийся сможет:
действия с планируемыми
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
результатами,
критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять контроль
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
своей деятельности в
результатов и оценки своей деятельности;
процессе достижения
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
результата, определять
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
способы действий в рамках
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
предложенных условий и
планируемого результата;
5
требований, корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами
самоконтроля, самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного
выбора в учебной и
познавательной.
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации или при отсутствии планируемого результата;
• -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
• определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции
психофизиологических и эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления, ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия учащихся(аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы
6
с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
1. Умение определять понятия,
Обучающийся сможет:
создавать обобщения,
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
устанавливать аналогии,
к общим закономерностям;
классифицировать,
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно выбирать
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
основания и критерии для
применять способ проверки достоверности информации;
классификации,
• делать вывод на основе критического анализаразных точек зрения, подтверждать вывод
устанавливать причиннособственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
следственные связи, строить
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
2. Умение создавать,
Обучающийся сможет:
применять и
• обозначать символом и знаком предмет или явление;
преобразовывать знаки и
• определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные
символы, модели и схемы для
логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ
решения учебных и
предмета или явления;
познавательных задач.
• строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
1. Умение организовывать
Обучающийся сможет:
учебное сотрудничество и
• определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности;
совместную деятельность с
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
учителем и сверстниками;
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
работать индивидуально и в
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал
7
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической контекстной
речью.
продуктивной коммуникации;
• троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или
отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
8
3. Формирование и развитие
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их
возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и
ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для
ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу
безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности,
а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и
экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное
влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем
развития и совершенствования военной организации государства.
9
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской
Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты
населения от ЧС мирного и военного времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных
условиях
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасностиличности, общества и государства.
• Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при
• Самостоятельно
разрабатывать
и
автономном пребывании его в различных природных условиях.
осуществлять однодневный выход на
природу
для
отработки
элементов
• Применять в реальных природных условиях различные способы
ориентирования по местности.
ориентирования на местности.
• Анализировать
и
обобщать
причины
• Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
дорожно-транспортных происшествий в
• Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать
районе проживания, подготовить сообщение
правила дорожного движения в повседневной жизни.
о влиянии человеческого фактора на
• Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в
безопасность дорожного движения.
общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
• Обобщать
и
обрабатывать
статистку
• Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в
имевших место ЧС природного характера в
квартире.
регионе проживания за несколько последних
• Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в
лет, разработать прогноз, учитывающий
школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
вероятность возникновения ЧС природного
• Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время
характера в вашем регионе в текущем году.
года.
• Разрабатывать
рекомендации
по
• Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное
профилактике
и
минимизации
последствий
время года.
ЧС природного характера, наиболее часто
• Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при
случающихся в регионе.
пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
• Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила
эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при
пользовании прибором.
• Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах
проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной
жизни.
10
• Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного
характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их
возникновения и их последствиях.
• Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях
различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
• Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной
безопасности России и о национальной обороне.
• Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• Уяснить
сущность
терроризма
и
экстремизма
как социального противоправного явления, представляющего серьёзную
угрозу национальной безопасности России.
• Выявлять
и
анализировать
причины
вовлечения
молодежи
в террористическую и экстремистскую деятельность.
• Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых
актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
• Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному
отношению к любым видам террористической и экстремистской
деятельности.
• Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии
терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от
последствий террористической и экстремистской деятельности.
• Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые
способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
• Характеризовать предназначение Национального антитеррористического
комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и
экстремизму.
• Формировать
последовательность
своих
действий
при
угрозе
террористического акта для минимизации его последствий.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
• Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области
безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по
обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
• Анализировать и уяснять основные направления организации защиты
населения Российской Федерации от ЧС.
• Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой
11
• Обосновывать и подтверждать примерами из
официальных
источников
информации
следующие утверждения:
• Терроризм во всех его формах проявления
представляет собой одну из самых серьёзных
угроз национальной безопасности России;
• Любые акты терроризма являются не
имеющими
оправдания
преступления,
независимо от их мотивации;
• Любая
террористическая
деятельности
неизбежно будет раскрыта, а её участники
понесут заслуженное наказание;
• Любая
террористическая
деятельности
бесцельна, т.к. ни при каких условиях не
обеспечит достижение поставленных целей и
не способствует созданию благополучной
жизни её участников.
• Самостоятельно подбирать материал и
готовить занятие по теме: «Организационные
основы по защите населения РФ от
чрезвычайных ситуаций».
• Оформлять схему, отображающую структуру
РСЧС,
её
функциональные
и
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и
техногенного характера.
• Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем
РСЧС.
Военная безопасность государства
• Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по
подготовке к защите и по защите населения, материальных и
культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а
также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
• Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и
военное время .
• Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного
и военного времени.
• Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их
предназначению.
• Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской
обороны в условиях ЧС.
• Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
• Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного
учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
• Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации
как основу военной организации государства, пути их реорганизации и
повышения боевых возможностей.
• Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших
воинов – защитников Отечества.
• Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного
выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
• Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих,
основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой
высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил
Российской Федерации.
• Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых
Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих,
12
территориальные подсистемы.
• Самостоятельно прорабатывать материал в
различных источниках информации, в том
числе в Интернете о реорганизации войск
гражданской обороны в Спасательные
воинские
формирования
постоянной
готовности.
• Формировать
свое мнение
об
этом
мероприятия,
обосновывать
его
и
подкреплять примерами из опыта по защите
населения страны от ЧС.
• Расширять кругозор в области развития
военной
организации
государства
в
современных условиях.
• Использовать положения Военной доктрины
РФ
для
уяснения
основных
задач
Вооружённых Сил и других войск в мирное
время, в период непосредственной угрозы
агрессии и военное время.
• Готовить сообщения на данную тему.
выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и
готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет,
территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
• Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан
РФ и о её предназначении.
• Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их
содержание.
• Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной
подготовке к военной службе.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
• Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового
• Анализировать и оценивать состояние
образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной
личного здоровья в повседневной жизни,
деятельности, в том числе и к военной службе.
определять в какой мере оно обеспечивает
эффективность жизнедеятельности и вносить
• Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и
определённые коррективы в образ жизни для
проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры
сохранения и укрепления личного здоровья.
профилактики.
• Формировать
умения
в
системе
• Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и
самоконтроля за своим здоровьем, умения
своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных
планировать индивидуальную нагрузку на
жизненных обстоятельств.
день и неделю с учётом биологических
• Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
режимов и индивидуальных возможностей.
• Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье,
• Самостоятельно
анализировать
соблюдать меры по их профилактике.
информационные источники в области
• Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и
здорового образа жизни, подбирать и
наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на
реализовывать
рекомендации
по
здоровье.
обеспечению
духовного,
физического
и
• Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым
социального благополучия.
путём и их возможные последствия.
•
Самостоятельно расширять познания об
• Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и
острой
сердечной
недостаточности,
случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике
используя соответствующую медицинскую
заражения ИППП.
литературу (справочники, медицинскую
• Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в
энциклопедию).
обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической
• Прогнозировать по характерным признакам
безопасности государства.
возникновения инсульта и оказывать первую
• Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в
помощь пострадавшему до прибытия скорой
Российской Федерации в настоящее время
помощи.
• Формировать умения в оказании первой помощи при различных
13
повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
• Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных
неотложных состояниях.
• Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных
частей тела и транспортировки пострадавшего.
• Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорнодвигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при
травмах опорно-двигательного аппарата.
• Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального
кровотечения.
• Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого
массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
Основы военной службы (Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору) – 10 класс
• Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый
• Анализировать федеральные законы и другие
вид федеральной государственной службы, которая требует от
нормативно-правовые акты, в которых
военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой
определены правовые основы прохождения
ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите
военной
службы
и
характеризовать
Отечества.
федеральную систему подготовки граждан
Российской Федерации к военной службе.
• Усваивать
существующий
порядок
размещения военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия,
• Подбирать и анализировать информацию о
проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
правах
и
свободах
военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву в
• Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях
Вооруженных Силах Российской Федерации.
дежурного и дневального по роте.
• Подбирать и анализировать информацию о
• Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
существующих в современном мире военных
• Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы
угрозах и военных опасностях РФ и
является выполнением боевой задачи.
характеризовать основные внешние военные
• Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по
угрозы и основные внутренние военные
охране и обороне порученного ему поста.
угрозы РФ.
• Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать
• Анализировать соответствующие источники
факторы, определяющие его неприкосновенность.
информации и характеризовать основные
• Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и
пути
совершенствования
допризывной
воспитания военнослужащих.
подготовки
и
военно-патриотического
• Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в
воспитания граждан РФ в целях развития
движении.
военной организации государства.
• Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и
• Формулировать
основные
требования
в строю.
14
• Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
• Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
• Формировать общее представление о современном бое и характеризовать
основные элементы подготовки солдата к современному бою.
• Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области
подготовки граждан к военной службе.
• Формировать
умения
самостоятельно
подбирать
информацию,
способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного
прохождения военной службы по призыву.
• Анализировать содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и
характеризовать
их
как
основные
нормативно-правовые
акты,
регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
• Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического
воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня
боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
• Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности
военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного
выполнения.
• Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на
военную службу.
• Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок
отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
• Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок
прохождения альтернативной гражданской службы.
• Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной
гражданской службы.
воинской деятельности, предъявляемые к
моральным и индивидуальным качествам.
Особенности содержания учебного предмета
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и
других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и
содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «минимакса» к отбору и наполнению учебнопознавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве
реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и
мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
15
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, принцип
«минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности
старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды
жизнедеятельности населения разных регионов России;
• обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ)
в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;
Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
• в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы компетентности школьника по
изучаемой теме (максимум);
• в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретикопрактических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования,
презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет
роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов.
Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
1. Основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания.
2. Основы обороны государства и военная безопасность.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава
включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем),
в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории
безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебно-исследовательской работы школьников, рекомендации
специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой
теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.
Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.Культура
безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.Права и обязанности государства и
граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
16
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму,
наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия
массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской
Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и
обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение
индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и
меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся
половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная
реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические
критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение
национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму.
17
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм,
терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное
существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной
гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания.
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь
при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для преподавателя:
Основная:
• учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник /С.В. Ким; В.А.Горский– М.; Вентана
- Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).
• Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;
• Каталог «Государственные награды Российской Федерации».
Дополнительная:
• Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
• Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.
• Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.:
Русский журнал.
• Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
• Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.
• Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
18
• Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А.
Жильцов и др. — М.: Дрофа.
• Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
• Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10—11 классы:учебное пособие. —
М.: Дрофа.
• Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины,
определения, понятия) / под ред. проф. Г. Я. Рябинина. — СПб.
• Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы:методическое
пособие. — М.: Дрофа.
• Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности.Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебнометодическое пособие. — М.: Дрофа.
• Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое
пособие. — М.: Дрофа.
• Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебнометодическое пособие. — М.: Дрофа.
• Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.:
Дрофа.
Для учащихся:
Основная:
• учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник /С.В. Ким; В.А.Горский – М.; Вентана
- Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).
Дополнительная:
• Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П. (1997, 447с.).
• Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.:
Дрофа.
• Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа.
• Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.:
Дрофа
Мультимедийные издания:
• CD и DVD - диски:
• энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;
• ПДД в картинках;
• «ПДД для подростков»;
19
• «Пожары и наводнения»;
• «Землетрясения»;
• «Оказание первой медицинской помощи».
Электронные ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство просвещения РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa,
Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о
безопасности жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
20
http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/inde
x.htm
http://www.fps.gov.ru
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://festival.1september.ru
http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_d
et
http://www.econavt-catalog.ru
http://rusolymp.ru/
http://www.bezopasnost.edu66.ru
http://www.hardtime.ru