Технология_6-8 класс_ЗПР

2.19. Технология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология мальчики» для учащихся с задержкой психического развития
составлена на основании авторской программы по технологии 6-8 классы В.Д. Симоненко, адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с ЗПР.
У учащихся с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками)
уровень восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в
недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в
непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как
одинаковые. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость,
рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно
проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей,
имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым
развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства
ответственности и интереса к учению.
Цель изучения предмета:
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и
перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами пользования распространёнными
инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой
техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания
продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий
производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимися направлений
своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
На уроках технологии выполняются следующие задачи обучения:

Дать необходимый минимум знаний об элементах машиноведения, технологии обработки ткани и пищевых продуктов,
художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

Прививать знания и умения по ведению домашнего хозяйства;

Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, чувство коллективизма, человечности, милосердия, обязательности,
ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

Развивать эстетическое чувство и художественную инициативу учащегося;, интерес и творческие способности;
Формировать:
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать
свою деятельность;
способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные сведения, применять их для
расширения своих знаний;
умение работать в группе: устанавливать рабочие взаимоотношения, разрешать конфликты.
Эффективное усвоение учебного материала по технологии возможно при решении специфических задач, вытекающих из особенностей
психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность урока.
Коррекционные задачи:

Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся, повышение познавательной активности.

Коррекционная направленность обучения предполагает работу по укреплению мелкой моторики рук, по развитию координации
и дифференциации движений пальцев, что способствует совершенствованию операционного компонента трудовой деятельности,
включающего в себя двигательные трудовые приемы и операции.

Индивидуальная коррекция недостатков психофизического развития.

Охрана здоровья учащихся, предупреждение психофизических перегрузок, создание на уроках психологического комфорта,
обеспечение положительных результатов при изготовлении изделий.

2

В процессе обучения технологии должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы учащихся, происходить
формирование таких личностных качеств как: наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Для этого на уроках значительное
внимание уделяется развитию интересов учащихся в плане трудовой деятельности и их профессиональной самоориентации.
Школьное образование по технологии ориентировано на воспитание всесторонне развитого человека, имеющего представление о мире
профессий на современном рынке труда. В процессе обучения вырабатывается умение формулировать свои профессиональные предпочтения,
бережное отношение к национальной культуре, традициям при знакомстве с кухнями народов мира, с видами декоративно-прикладного
искусства.
Специфика контингента:
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 6 класса и специфики классного коллектива.
В классе имеются дети, которые отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или
парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при
отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые
должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания,
недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры, эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в
чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам). Учебная деятельность на уроках технологии,
имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и
термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции,

3

выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра
универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или
трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов; • выявление потребностей, проектирование и создание
объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
o
умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать
и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
o
владение речью;
регулятивные УУД:

целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; • самоорганизация учебной деятельности
(целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

саморегуляция. Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:

осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и
обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;

разрабатывать и оформлять интерьер жилого помещения, интерьер с комнатными растениями в интерьере;

работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную и тепловую кулинарную
обработку рыбы, мяса, птицы, готовить первые блюда, сервировать стол к обеду;

заменять машинную иглу, устранять дефекты машинной строчки, использовать приспособления к швейной машине;

4


выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: обтачной и обтачной в кант;

читать и строить чертеж плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом, снимать мерки, записывать результаты
измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

подготавливать ткань к раскрою, пере- носить контурные и контрольные линии на ткань, выполнять раскрой изделия, обработку горловины, застежки, обрабатывать боковые срезы обтачным швом, определять качество готового изделия;

подготавливать материалы и инструменты для вязания крючком и спицами, читать условные обозначения, схемы узоров для
вязания крючком и спицами, вязать изделие крючком и спицами.
Формы организации учебного процесса:
1.Формы обучения

уроки изучения нового учебного материала

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого
применения усвоенного и др.)

уроки обобщения и систематизации

комбинированные уроки

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
3.Виды деятельности учащихся на уроке со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.
виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.

5

Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
виды деятельности с практической (опытной) основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Выполнение лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Сборка изделий и предметов из готовых деталей и конструкций.

Выявление и устранение неисправностей в работе.

Выполнение заданий по усовершенствованию технологий.

Проведение исследовательского эксперимента.

Моделирование и конструирование.

Кооперативная деятельность обучающихся.

Коллективное творчество.
4. Формы текущего контроля успеваемости:

фронтальная беседа;

устный и письменный опрос;

тестовые задания;

работа с карточками

практическая работа
5 .Формы промежуточной аттестации:
тестовые задания;
самостоятельная практическая работа;
лабораторная работа.
-

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной̆ методический̆ принцип современного курса «Техно- логия»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с
освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей̆. Только в этом случае можно достичь когнитивнопродуктивного уровня освоения технологий.
Современный̆ курс технологии построен по модульному принципу.

6

Модульность — ведущий̆ методический̆ принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент
реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения
общеобразовательного курса технологии.
Структура модульного курса технологии такова.
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический̆ принцип и подходы к его реализации в различных сферах.
Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 6 по 8 класс. Содержание модуля построено
по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и
умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами
создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом
технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в
информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в
профессиональной̆ сфере технологий 4-й промышленной̆ революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и
технологии». Освоение технологии ведётся по единой̆ схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом
конкретном случае возможны отклонения от названной̆ схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном
характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное
внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Вариативные модули
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного
модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной̆ составляющей̆ (действиями, операциями и этапами), которые
в современном цифровом социуме приобретают универсальный̆ характер.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение
технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой̆ которого является моделирование. При этом связь технологии с
процессом познания носит двусторонний характер. С одной̆ стороны, анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы. С другой
стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает возможность использовать технологический̆ подход при построении моделей̆,
необходимых для познания объекта. Именно последний̆ подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную роль в формировании
знаний и умений, необходимых для создания технологий.

7

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Данный модуль нацелен на решение задач, схожих с задачами, решаемыми в предыдущем модуле: «3D-моделирование,
прототипирование, макетирование» — формирует инструментарий создания и исследования моделей, причём сам процесс создания
осуществляется по вполне определённой технологии. Как и предыдущий̆ модуль, данный модуль очень важен с точки зрения формирования
знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов техносферы.
Модуль «Автоматизированные системы»
Этот модуль знакомит учащихся с реализацией «сверхзадачи» технологии — автоматизации максимально широкой области
человеческой̆ деятельности. Акцент в данном модуле сделан на автоматизации управленческой̆ деятельности. В этом контексте целесообразно
рассмотреть управление не только техническими, но и социально-экономическими системами. Эффективным средством решения этой̆
проблемы является использование в учебном процессе имитационных моделей экономической деятельности (например, проект «Школьная
фирма»).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Названные модули знакомят учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной̆ сфере. Особенностью
этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно
человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный̆ момент
скорректировать технологический процесс.
Ведущими методическими принципами, которые реализуются в модульном курсе технологии, являются следующие принципы:
- «двойного вхождения» — вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных
модулях;
- цикличности — освоенное на начальном этапе содержание продолжает осваиваться и далее на более высоком уровне.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей:
- с алгеброй и геометрией при изучении модулей: «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, макетирование,
прототипирование», «Автоматизированные системы»;
- с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической̆ промышленности в инвариантных модулях;
- с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей
«Растениеводство» и «Животноводство»;
- с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, макетирование,
прототипирование», «Автоматизированные системы».
- с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения,
преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов;
- с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле
«Производство и технология»;

8

- с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и
технология»
Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков. Через сетевое взаимодействие могут быть использованы
ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, «Кванториумов», центров
молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ), специализированные центров компетенций (включая WorldSkills) и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Освоение предметной̆ области «Технология» в основной школе осуществляется в 6—8 классах из расчёта: в 6 —7 классах — 2 часа в
неделю, в 8 классах — 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
6 КЛАССЫ
Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель
алгоритма. Робот как механизм.
Раздел 2. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей̆. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические
модели. Простые управляемые модели.
Раздел 3. Задачи и технологии их решения.
Технология решения производственных задач в информационной̆ среде как важнейшая технология 4-й промышленной революции.
Чтение описаний, чертежей, технологических карт.
Обозначения: знаки и символы. Интерпретация знаков и знаковых систем. Формулировка задачи с использованием знаков и символов.
Информационное обеспечение решения задачи. Работа с «большими данными». Извлечение информации из массива данных.
Исследование задачи и её решений. Представление полученных результатов.
Раздел 4. Основы проектной̆ деятельности.
Понятие проекта. Проект и алгоритм. Проект и технология. Виды проектов. Творческие проекты. Исследовательские проекты. Паспорт
проекта. Этапы проектной деятельности. Инструменты работы над проектом. Компьютерная поддержка проектной деятельности.
Раздел 5. Технология домашнего хозяйства.
Порядок и хаос как фундаментальные характеристики окружающего мира.
Порядок в доме. Порядок на рабочем месте.

9

Создание интерьера квартиры с помощью компьютерных программ.
Электропроводка. Бытовые электрические приборы. Техника безопасности при работе с электричеством.
Кухня. Мебель и бытовая техника, которая используется на кухне. Кулинария. Основы здорового питания. Основы безопасности при
работе на кухне.
Швейное производство. Текстильное производство. Оборудование, инструменты, приспособления. Технологии изготовления изделий
из текстильных материалов. Декоративно-прикладное творчество. Технологии художественной̆ обработки текстильных материалов.
Раздел 6. Мир профессий.
Какие бывают профессии. Как выбрать профессию.
7-8 КЛАССЫ
Раздел 7. Технологии и искусство.
Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими эстетическими
свойствами. Понятие дизайна.
Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища.
Народные ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России.
Раздел 8. Технологии и мир. Современная техносфера.
Материя, энергия, информация — основные составляющие современной научной картины мира и объекты преобразовательной
деятельности. Создание технологий как основная задача современной науки. История развития технологий.
Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойного назначения.
Рециклинг-технологии. Разработка и внедрение технологий многократного использования материалов, создание новых материалов из
промышленных отходов, а также технологий безотходного производства.
Ресурсы, технологии и общество. Глобальные технологические проекты.
Современная техносфера. Проблема взаимодействия природы и техносферы.
Современный транспорт и перспективы его развития.
Раздел 9. Современные технологии.
Биотехнологии. Лазерные технологии. Космические технологии. Представления о нанотехнологиях.
Технологии 4-й промышленной революции: интернет вещей, дополненная реальность, интеллектуальные технологии, облачные
технологии, большие данные, аддитивные технологии и др.
Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика. Биометаногенез. Проект «Геном человека» и
его значение для анализа и предотвращения наследственных болезней. Генеалогический метод изучения наследственности человека. Человек
и мир микробов. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология.
Сферы применения современных технологий.
Раздел 10. Основы информационно-когнитивных технологий.
Знание как фундаментальная производственная и экономическая категория.

10

Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Данные, информация, знание как объекты
информационно-когнитивных технологий.
Формализация и моделирование — основные инструменты познания окружающего мира.
Раздел 11. Элементы управления.
Общие принципы управления. Общая схема управления. Условия реализации общей схемы управления. Начала кибернетики.
Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Виды равновесия. Устойчивость технических систем.
Раздел 12. Мир профессий.
Профессии предметной области «Природа». Профессии предметной области «Техника». Профессии предметной области «Знак».
Профессии предметной области «Человек».
Профессии предметной области «Художественный образ».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
6 КЛАССЫ
Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.
Раздел 2. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные
материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине.
Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.
Раздел 3. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для
работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия
при работе с тканью. Действия при работе с древесиной̆. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.

11

Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
Раздел 5. Технологии обработки конструкционных материалов.
Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс. Приемы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла.
Резание заготовок.
Строгание заготовок из древесины.
Гибка, заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов.
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка и отделка поверхностей деталей из конструкционных материалов.
Изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом.
Отделка изделий из конструкционных материалов. Правила безопасной работы.
Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов.
Организация работы в швейной мастерской. Основное швейное оборудование, инструменты, приспособления. Основные приёмы
работы на бытовой швейной машине. Приёмы выполнения основных утюжильных операций. Основные профессии швейного производства.
Оборудование текстильного производства. Прядение и ткачество. Основы материаловедения. Сырьё и процесс получения натуральных
волокон животного происхождения.
Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов.
Последовательность изготовления швейного изделия. Ручные стежки и строчки. Классификация машинных швов. Обработка деталей
кроя. Контроль качества готового изделия.
Способы настила ткани. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ткани из натуральных волокон животного происхождения. Технология
выполнения соединительных швов. Обработка срезов. Обработка вытачки. Технология обработки застёжек.
Понятие о декоративно-прикладном творчестве. Технологии художественной̆ обработки текстильных материалов: лоскутное шитьё,
вышивка
Раздел 7. Технологии обработки пищевых продуктов.
Организация и оборудование кухни. Санитарные и гигиенические требования к помещению кухни и столовой, посуде, к обработке
пищевых продуктов. Безопасные приёмы работы.
Сервировка стола. Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и пищевых отходов.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Приготовление пищи в походных условиях. Утилизация бытовых и пищевых отходов в походных условиях.
Основы здорового питания. Основные приёмы и способы обработки продуктов. Технология приготовления основных блюд. Основы
здорового питания в походных условиях.
7-8 КЛАССЫ
Раздел 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности.

12

Понятие модели. Свойства и параметры моделей. Общая схема построения модели. Адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования. Применение модели.
Модели человеческой деятельности. Алгоритмы и технологии как модели.
Раздел 9. Машины и их модели.
Как устроены машины.
Конструирование машин. Действия при сборке модели машины при помощи деталей̆ конструктора.
Простейшие механизмы как базовые элементы многообразия механизмов.
Физические законы, реализованные в простейших механизмах.
Модели механизмов и эксперименты с этими механизмами.
Раздел 10. Традиционные производства и технологии.
Обработка древесины. Технология шипового соединения деталей из древесины. Технология соединения деталей из древесины
шкантами и шурупами в нагель. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технология обработки наружных и
внутренних фасонных поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины. Изготовление изделий из древесины на токарном
станке
Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из
металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей.
Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины. Основные приёмы работы на вязальной
машине. Использование компьютерных программ и робототехники в процессе обработки текстильных материалов.
Профессии будущего в текстильной̆ и швейноӗ промышленности. Текстильные химические волокна. Экологические проблемы
сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса производства химического волокна и материалов из него. Нетканые материалы из
химических волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Технология изготовления плечевого и поясного
изделий из текстильных материалов. Применение приспособлений швейной машины. Швы при обработке трикотажа. Профессии швейного
предприятия массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание как одна из технологий
художественной обработки текстильных материалов
Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых продуктов. Меню праздничного
стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные
технологии обработки пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства на изменение трудовых функций
работников.
Раздел 11. Технологии в когнитивной сфере.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и поиск новых технологических решений. Основные принципы развития технических
систем: полнота компонентов системы, энергетическая проводимость, опережающее развитие рабочего органа и др. Решение
производственных задач и задач из сферы услуг с использованием методологии ТРИЗ.

13

Востребованность системных и когнитивных навыков в современной профессиональной деятельности. Интеллект-карты как
инструмент систематизации информации. Использование интеллект-карт в проектной деятельности. Программные инструменты построения
интеллект-карт.
Понятие «больших данных» (объём, скорость, разнообразие). Работа с «большими данными» как компонент современной
профессиональной деятельности. Анализ больших данных при разработке проектов. Приёмы визуализации данных. Компьютерные
инструменты визуализации.
Раздел 12. Технологии и человек.
Роль технологий в человеческой культуре. Технологии и знания. Знание как фундаментальная категория для современной
профессиональной деятельности. Виды знаний. Метазнания, их роль в применении и создании современных технологий.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Робототехника»
6-8 КЛАССЫ
Раздел 1. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятие исполнителя.
Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и
технологии.
Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя.
От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.
Система команд механического робота. Управление механическим роботом.
Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.
Раздел 2. Роботы: конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.
Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение. Принципы программирования роботов.
Изучение интерфейса конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
Раздел 3. Роботы на производстве.
Роботы-манипуляторы. Перемещение предмета. Лазерный гравёр. 3D-принтер.
Производственные линии. Взаимодействие роботов. Понятие о производстве 4.0. Модели производственных линий.
Раздел 4. Робототехнические проекты.
Полный цикл создания робота: анализ задания и определение этапов его реализации; проектирование и моделирование
робототехнического устройства; конструирование робототехнического устройства (включая использование визуально-программных средств
и конструкторских решений); определение начальных данных и конечного результата: что «дано» и что требуется «по- лучить»; разработка
алгоритма реализации роботом заданного результата; реализация алгоритма (включая применение визуально-программных средств,

14

разработку образца-прототипа); тестирование робототехнического изделия; отладка и оценка полноты и точности выполнения задания
роботом.
Примеры роботов из различных областей. Их возможности и ограничения.
Раздел 5. От робототехники к искусственному интеллекту.
Жизненный цикл технологии. Понятие о конвергентных технологиях. Робототехника как пример конвергентных техно- логий.
Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения.
Модуль «3D-моделирование, макетирование, прототипирование» 7-8 КЛАССЫ
Раздел 1. Модели и технологии.
Виды и свойства, назначение моделей̆. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Раздел 2. Визуальные модели.
3D-моделирование как технология создания визуальных моделей.
Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида.
Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение
геометрических тел.
Моделирование сложных объектов.
Рендеринг. Полигональная сетка. Диаграмма Вронского и её особенности. Триангуляция Делоне. Компьютерные программы,
осуществляющие рендеринг (рендеры).
3D-печать. Техника безопасности в 3D-печати. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Кинематика 3D-принтера.
20 Примерная рабочая программа
Характеристики материалов для 3D-принтера. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере. Подготовка к печати.
Печать 3D-модели.
Профессии, связанные с 3D-печатью.
Раздел 3. Создание макетов с помощью программных средств.
Компоненты технологии макетирования: выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка графической документации.
Раздел 4. Технология создания и исследования прототипов.
Создание прототипа. Исследование прототипа. Перенос выявленных свойств прототипа на реальные объекты.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 8 КЛАССЫ
Раздел 1. Модели и их свойства.
Понятие графической модели.
Математические, физические и информационные модели. Графические модели. Виды графических моделей. Количественная и
качественная оценка модели.
Раздел 2. Черчение как технология создания графической модели инженерного объекта.

15

Виды инженерных объектов: сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины, аппараты, приборы, инструменты.
Классификация инженерных объектов. Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, технические
данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам.
Понятие об инженерных проектах. Создание проектной документации. Классическое черчение. Чертёж. Набросок. Эскиз. Технический̆
рисунок. Понятие о стандартах. Знакомство с системой ЕСКД, ГОСТ, форматами. Основная надпись чертежа. Масштабы. Линии. Шрифты.
Размеры на чертеже. Понятие о проецировании.
Практическая деятельность по созданию чертежей.
Раздел 3. Технология создания чертежей в программных средах.
Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей̆. Правила техники
безопасности при работе на компьютере. Включение системы. Создание и виды документов, интерфейс окна «Чертёж», элементы управления
окном. Основная надпись. Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи.
Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D-модели.
Интерфейс окна «Деталь». Дерево модели. Система 3D-координат в окне «Деталь» и конструктивные плоскости. Формообразование
детали. Операция «Эскиз». Правила и требования, предъявляемые к эскизам. Способы редактирования операции формообразования и эскиза.
Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу, с натуры.
Раздел 4. Разработка проекта инженерного объекта.
Выбор темы и обоснование этого выбора. Сбор информации по теме проекта. Функциональные качества инженерного объекта,
размеры. Объем документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего
вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации.
Модуль «Автоматизированные системы» 8 КЛАССЫ
Раздел 1. Управление. Общие представления.
Управляющие и управляемые системы. Понятие обратной связи. Модели управления. Классическая модель управления. Условия
функционирования классической модели управления. Автоматизированные системы. Проблема устойчивости систем управления. Отклик
системы на малые воздействия. Синергетические эффекты.
Раздел 2. Управление техническими системами.
Механические устройства обратной связи. Регулятор Уатта.
Понятие системы. Замкнутые и открытые системы. Системы с положительной и отрицательной обратной связью. Примеры.
Динамические эффекты открытых систем: точки бифуркации, аттракторы.
Реализация данных эффектов в технических системах. Управление системами в условиях нестабильности.
Современное производство. Виды роботов. Робот — манипулятор — ключевой элемент современной системы производства. Сменные
модули манипулятора. Производственные линии. Информационное взаимодействие роботов. Производство 4.0. Моделирование

16

технологических линий на основе робототехнического конструирования. Моделирование действия учебного робота-манипулятора со
сменными модулями для обучения работе с производственным оборудованием.
Раздел 3. Элементная база автоматизированных систем.
Понятие об электрическом токе. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы. Техника безопасности при работе с
электрическими приборами. Макетная плата. Соединение проводников. Электрическая цепь и электрическая схема. Резистор и диод.
Потенциометр.
Электроэнергетика. Способы получения и хранения электроэнергии. Виды электростанций, виды полезных ископаемых.
Энергетическая безопасность. Передача энергии на расстоянии.
Основные этапы развития электротехники. Датчик света. Аналоговая и цифровая схемотехника. Использование микроконтроллера при
сборке схем. Фоторезистор.
Раздел 4. Управление социально-экономическими системами. Предпринимательство.
Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика и этикет. Анализ видов
предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации. Сфера принятия управленческих решений.
Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. Формирование цены товара.
Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны. Защита
предпринимательской тайны и обеспечение безопасности фирмы.
Понятия, инструменты и технологии имитационного моделирования экономической деятельности. Проект «Школьная фирма» как
имитационная модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки бизнес-проекта «Школьная фирма»: анализ выбранного направления
экономической деятельности, создание логотипа фирмы, разработка бизнес-плана.
Система показателей эффективности предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки эффективности.
Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.
Программная поддержка предпринимательской деятельности. Программы для управления проектами.
Модуль «Животноводство» 7-8 КЛАССЫ
Раздел 1. Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных животных.
Домашние животные. Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации. Сельскохозяйственные животные.
Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход.
Разведение животных. Породы животных, их создание. Лечение животных. Понятие о ветеринарии.
Заготовка кормов. Кормление животных. Питательность корма. Рацион.
Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных.
Проблема клонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы.
Раздел 2. Производство животноводческих продуктов.
Животноводческие предприятия. Оборудование и микроклимат животноводческих и птицеводческих предприятий. Выращивание
животных. Использование и хранение животноводческой продукции.

17

Использование цифровых технологий в животноводстве.
Цифровая ферма:
-автоматическое кормление животных;
-автоматическая дойка;
- уборка помещения и др.
Цифровая «умная» ферма — перспективное направление роботизации в животноводстве.
Раздел 3. Профессии, связанные с деятельностью животновода.
Зоотехник, зооинженер, ветеринар, оператор птицефабрики, оператор животноводческих ферм и др. Использование информационных
цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Модуль «Растениеводство» 7-8 КЛАССЫ
Раздел 1. Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшая ценность человечества. История
земледелия.
Почвы, виды почв. Плодородие почв.
Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника.
Культурные растения и их классификация.
Выращивание растений на школьном/приусадебном участке. Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация.
Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов. Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил
безопасности.
Сохранение природной среды.
Раздел 2. Сельскохозяйственное производство.
Особенности сельскохозяйственного производства: сезонность, природно-климатические условия, слабая прогнозируемость
показателей. Агропромышленные комплексы. Компьютерное оснащение сельскохозяйственной техники.
Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства:
- анализаторы почвы c использованием спутниковой системы навигации;
- автоматизация тепличного хозяйства;
- применение роботов манипуляторов для уборки урожая;
- внесение удобрение на основе данных от азотно-спектральных датчиков;
- определение критических точек полей с помощью спутниковых снимков;
- использование БПЛА и др.
Генно-модифицированные растения: положительные и отрицательные аспекты.
Раздел 3. Сельскохозяйственные профессии.

18

Профессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агро- инженер, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и др.
Особенности профессиональной деятельности в сельском хозяйстве. Использование цифровых технологий в профессиональной̆ деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Технология» учащимися предполагается достижение совокупности основных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- проявление интереса к истории и современному состоянию
российской науки и технологии;
- ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными
технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
- освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
- восприятие эстетических качеств предметов труда;
- умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности: 6 осознание ценности науки как фундамента технологий;
- развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с
инструментами;
- умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
- активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
- умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:

19

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и
техносферой;
- осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержания предмета «Технология» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в
техносфере;
- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и
технологии.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
- опытным путём изучать свойства различных материалов;
- овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь
осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
- строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; 6 уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
- выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
- понимать различие между данными, информацией и знаниями;
- владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:

20

- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
- признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
- в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
- в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершении обучения учащийся должен иметь сформированные образовательные результаты, соотнесённые с каждым из модулей.
Модуль «Производство и технология» 6 КЛАССЫ:
- характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
- выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
- характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
- уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
- научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;

21

- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- соблюдать правила безопасности;
- использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
- получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
- оперировать понятием «биотехнология»;
- классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
- оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
7-8 КЛАССЫ:
- перечислять и характеризовать виды современных технологий;
- применять технологии для решения возникающих задач;
- овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
- приводить примеры не только функциональных, но и эстетичных промышленных изделий;
- овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание; 6 перечислять
инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов (древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля,
сельскохозяйственной продукции, продуктов питания);
- оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
- оценивать условия применимости технологии с позиций экологической защищённости;
- получить возможность научиться модернизировать и создавать технологии обработки известных материалов;
- анализировать значимые для конкретного человека потребности;
- перечислять и характеризовать продукты питания;
- перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел; 6 анализировать использование нанотехнологий в различных областях;
- выявлять экологические проблемы;
- применять генеалогический метод;
- анализировать роль прививок;
- анализировать работу биодатчиков;
- анализировать микробиологические технологии, методы генной инженерии.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
6 КЛАССЫ:
- характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями

22

безопасности;
- классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
- активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные
действия;
- использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
- получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
- характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
- применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
- правильно хранить пищевые продукты;
- осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
- выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
- осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
- проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
- строить чертежи простых швейных изделий;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
- выполнять художественное оформление швейных изделий; 6 выделять свойства наноструктур;
- приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
- получить возможность познакомиться с физическими основами нанотехнологий и их использованием для конструирования новых
материалов.
7-8 КЛАССЫ:
- освоить основные этапы создания проектов от идеи до презентации и использования полученных результатов;
- научиться использовать программные сервисы для поддержки проектной деятельности;
- проводить необходимые опыты по исследованию свойств материалов;
- выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии;
- применять технологии механической обработки конструкционных материалов;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
- классифицировать виды и назначение методов получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов;
- получить возможность научиться конструировать модели различных объектов и использовать их в практической деятельности;
- конструировать модели машин и механизмов;
- изготавливать изделие из конструкционных или поделочных материалов;
- готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями;

23

- выполнять декоративно-прикладную обработку материалов;
- выполнять художественное оформление изделий;
- создавать художественный образ и воплощать его в продукте;
- строить чертежи швейных изделий;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
- применять основные приёмы и навыки решения изобретательских задач;
- получить возможность научиться применять принципы ТРИЗ для решения технических задач;
- презентовать изделие (продукт);
- называть и характеризовать современные и перспективные технологии производства и обработки материалов;
- получить возможность узнать о современных цифровых технологиях, их возможностях и ограничениях;
- выявлять потребности современной техники в умных материалах;
- оперировать понятиями «композиты», «нанокомпозиты», приводить примеры использования нанокомпозитов в технологиях,
анализировать механические свойства композитов;
- различать аллотропные соединения углерода, приводить примеры использования аллотропных соединений углерода;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
- осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему;
- оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и экологических позиций.
Модуль «Робототехника»
6 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
- знать и уметь применять основные законы робототехники;
- конструировать и программировать движущиеся модели;
- получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического
конструктора;
- владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
- владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
7-8 КЛАССЫ:
- конструировать и моделировать робототехнические системы;
- уметь использовать визуальный язык программирования роботов;
- реализовывать полный цикл создания робота;

24

- программировать действие учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения работе с производственным
оборудованием;
- программировать работу модели роботизированной производственной линии;
- управлять движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах;
- получить возможность научиться управлять системой учебных роботов-манипуляторов;
- уметь осуществлять робототехнические проекты;
- презентовать изделие;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование»
7-8 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в
зависимости от результатов испытания;
- создавать 3D-модели, используя программное обеспечение; 6 устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
- проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;
- изготавливать прототипы с использованием ЗD-принтера;
- получить возможность изготавливать изделия с помощью лазерного гравера;
- модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
- презентовать изделие;
- называть виды макетов и их назначение;
- создавать макеты различных видов;
- выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
- выполнять сборку деталей макета;
- получить возможность освоить программные сервисы создания макетов;
- разрабатывать графическую документацию;
- на основе анализа и испытания прототипа осуществлять модификацию механизмов для получения заданного результата;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Компьютерная графика, черчение»
8 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;

25

- владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
- владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
- уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
- выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или в системе
автоматизированного проектирования (САПР);
- овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической
документации;
- получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования 3D-модели;
- оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
- презентовать изделие;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Автоматизированные системы»
7-8 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- получить возможность научиться исследовать схему управления техническими системами;
- осуществлять управление учебными техническими системами;
- классифицировать автоматические и автоматизированные системы;
- проектировать автоматизированные системы;
- конструировать автоматизированные системы;
- получить возможность использования учебного робота-манипулятора со сменными модулями для моделирования производственного
процесса;
- пользоваться учебным роботом-манипулятором со сменными модулями для моделирования производственного процесса;
- использовать мобильные приложения для управления устройствами;
- осуществлять управление учебной социально-экономической системой (например, в рамках проекта «Школьная фирма»);
- презентовать изделие;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
- распознавать способы хранения и производства электроэнергии;
- классифицировать типы передачи электроэнергии;
- понимать принцип сборки электрических схем;
- получить возможность научиться выполнять сборку электрических схем;
- определять результат работы электрической схемы при использовании различных элементов;
- понимать, как применяются элементы электрической цепи в бытовых приборах;

26

- различать последовательное и параллельное соединения резисторов;
- различать аналоговую и цифровую схемотехнику;
- программировать простое «умное» устройство с заданными характеристиками;
- различать особенности современных датчиков, применять в реальных задачах;
- составлять несложные алгоритмы управления умного дома.
Модуль «Животноводство»
7-8 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями
безопасности;
- характеризовать основные направления животноводства;
- характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона;
- описывать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона;
- называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона;
- оценивать условия содержания животных в различных условиях;
- владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;
- характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства;
- характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;
- получить возможность узнать особенности сельскохозяйственного производства;
- характеризовать мир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Растениеводство» 7-8 КЛАССЫ:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- характеризовать основные направления растениеводства;
- описывать полный технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона;
- характеризовать виды и свойства почв данного региона;
- назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
- классифицировать культурные растения по различным основаниям;
- называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства;
- назвать опасные для человека дикорастущие растения;
- называть полезные для человека грибы;
- называть опасные для человека грибы;
- владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;

27

- владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
- характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
- получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в технологии растениеводства;
- характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке труда.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».