Математика_5 класс_ЗПР

2.6. Математика
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты. В результате освоения учебного предмета «Математика»
обучающиеся з ЗПР развивают представления о математике как части мировой культуры и
универсальном языке науки, месте математики в современной цивилизации; развивают
математическое

мышление,

геометрическую

интуицию;

получают

представление

о

вероятностном характере окружающих явлений и о случайной изменчивости; осваивают
математический аппарат и получают необходимые навыки для применения в реальной жизни,
изучения других предметов, продолжения образования в соответствии с выбранным профилем;
учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные
результаты.
Выпускник научится в 5 классе (для использования в повседневной жизни и
обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
• Ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: множество, элемент
множества, подмножество, принадлежность, пересечение, объединение;
• Задавать множества перечислением их элементов;
•

Ориентироваться

в

графическом

представлении

множеств

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• Распознавать логически некорректные высказывания.
• Числа
 ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: натуральное
число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное
число;
 использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при
выполнении вычислений;
 использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и
решении несложных задач, при необходимости с опорой на алгоритм правила;
 выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами, при
необходимости с визуальной опорой;
 сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 ориентироваться в результатах вычислений при решении практических задач;
 выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
 составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других
учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
 иметь представление о предоставлении данных в виде таблиц, диаграмм;
 извлекать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
1

Текстовые задачи
 решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
 строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка) по образцу, в
которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения
задачи; 


 составлять план решения простейшей задачи;
 выделять этапы решения простейшей задачи;
 интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное

решение задачи, при необходимости с визуальной опорой;
 иметь представление о различии скоростей объекта в стоячей воде, против течения
и по течению реки;
 решать задачи на нахождение части числа и числа по его части, используя алгоритм
учебных действий;
 решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три
величины, выделять эти величины и отношения между ними;
 находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное
отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
 решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 делать предположение о возможных значениях искомых величин в практической
задаче (делать прикидку).
Наглядная геометрия

2

Геометрические фигуры
 ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: фигура, точка,
отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник,
прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
 Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов
для измерений длин и углов;
 вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 вычислять расстояния на местности в стандартных
прямоугольников, при необходимости с визуальной опорой;

ситуациях,

площади

 выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в
реальной жизни, при необходимости с визуальной опорой.
История математики
 меть представление о некоторых фактах из истории математики;
 осознание роли математики в развитии России и мира.
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе (для обеспечения
возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Элементы теории множеств и математической логики
 оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент
множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
 определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению
множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 распознавать логически некорректные высказывания;
 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
 оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел,
целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное
число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация
натуральных, целых, рациональных;


понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;

 выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных
вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
 использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения
чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;


выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;

3



упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;



находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;



оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля

числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и
решении задач других учебных предметов;
 выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в
том числе приближенных вычислений;
 составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении
практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
 оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень
уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
 оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных,
среднее арифметическое,
 извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
 составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную
в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов
и явлений.
Текстовые задачи
 решать простые и сложные задачи разных типов;
 использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для
построения поисковой схемы и решения задач;
 знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и
от условия к требованию);
 моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы с
опорой на образец;


выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

 интерпретировать
полученное решение задачи;

вычислительные

результаты

в

задаче,

исследовать

 анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и
изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при
решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных
направлениях;
 исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке,
рассматривать разные системы отсчета;

4



решать разнообразные задачи «на части»,

 решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу)
на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
 осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три
величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между
ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных
типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче
ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать
новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на
концентрации, учитывать плотность вещества;
 решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в
которых не требуется точный вычислительный результат;
 решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических
фигурах, представленную на чертежах;
 изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных
инструментов.
Измерения и вычисления
 выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов
для измерений длин и углов;
 вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных
параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади
участков прямоугольной формы, объемы комнат;

жизни;

выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной

 оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики

характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и
иных научных областей.

2. Содержание курса математики 5 КЛАСС (первый год обучения на
уровне основного общего образования)
Арифметика
Натуральные числа

5



Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.



Координатный луч. Шкала.


Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Свойства сложения.

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с
остатком. Степень числа с натуральным показателем.

Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дробные числа и действия над ними.
Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.



Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными


дробями.

Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений.

процентам.

Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его


Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами.


Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.


Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде
формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в
числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.

Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности.

Комбинаторные задачи
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.

Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины
отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая.
Луч.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с
помощью транспортира.

Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение
цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины.

6

Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических
символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир
простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н.
Колмогоров.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».