2.22 Введение в химию
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Введение в химию» для 7 классов составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, программы по химии О. С. Габриеляна (О. С.
Габриелян, Г. А. Шипарева «Программа курса химии для 7 класса»).
Учебно-методический комплекс:
1. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2013.
2. Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г.
Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие/
О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа,
Место предмета «Введение в химию» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования и в соответствии с учебным планом для 7 класса ранней профилизации медицинской направленности программа рассчитана на преподавание вводного курса химии в объеме 1 час в неделю (34 ч. за год изучения).
В том числе - 6 практических занятий и контрольные работы, запланированные администрацией школы.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному
с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического,аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, практико-ориентированного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом
учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 7 по 9 класс.
Формы контроля качества обучения
Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения
умениями и навыками, заданными как планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как
предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная
работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов
выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены,
контрольные работы. Учебный предмет завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении вводного курса химии.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Ведение в химию»
Ученик научится понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные
атомная и молекулярная массы;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;
получит возможность научиться
• называть: химические элементы, соединения;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, но1
меров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• определять: состав веществ по их формулам;
• составлять: формулы неорганических соединений;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; объемную долю газообразного вещества в смеси
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации
III. Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю; всего 34 ч.)
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки
о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека
на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства
веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего
мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего,
спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в
физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические
муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и
знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они
несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия
«атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и
аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и
осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные
соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их
роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль
хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое
1
вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении физики,
биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8.
Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния
воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор,
известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной
печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2.
Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в
апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.
Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов
перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5.
Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в
свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов
из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы
с нагревательными приборами.
Тема 2.
Математические расчеты в химии (9 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических
элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества
по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух,
природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие
средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой
смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной
доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой
доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси
1
в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе
вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.
Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного
песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей
(кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.
Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных
смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Т ема 3.
Явления, происходящие с веществами (11 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти.
Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних
веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.
Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси
порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6. Фильтрование. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. 8. Адсорбционные свойства активированного угля. 9. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 10. Противогаз и
его устройство. 11. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки
для перегонки жидкостей. 12. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 13. Разделение смеси
перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие порошков
железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с
кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 16. Каталитическое разложение
пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 17. Ферментативное разложение
пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство и
принцип действия. 19. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи
кислотой. 20. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией
обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.
1
Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 3.
Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 4. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками паров
пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней.
10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов.
Тема 4.
Рассказы по химии (4ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение
выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
Формы организации учебных занятий:
При организации образовательного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – контрольная работа - проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня
обученности
учащихся,
тренировки
технике
тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – практическая работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Характеризовать новый школьный предмет – химию, понятие химия, что она изучает. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Классифицировать вещества по заданным признакам.
Отличать физическое тело от вещества. Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить.
Формулировать проблему и находить её решение. Обосновывать взаимосвязь химических и физических явлений. Анализировать явления и находить различия между физическими и химическими явлениями. Анализировать полученную информацию. Отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке: основные условия проведения, наблюдения.
Проводить наблюдение за объектами Работать с лабораторным оборудованием. Соблюдать правила техники безопасности.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Преобразовывать текстовую информацию в схему и таблицу. Устанавливать границы собственного знания и незнания
Формулировать проблему и находить её решение. Организовывать сотрудничество и взаимопомощь.
Выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
1