3.1 Русский язык
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ и на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования
(базовый уровень) Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный
приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ
от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74; Федерального компонента государственного стандарта базового
уровня общего образования, утвержденный Минобразования РФ№1089 от 05.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами
Министерства образования и науки РФ от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 №69; Положения о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности на основе Примерной
государственной программы по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений (базовый и профильный уровни) под ред. В. В. Бабайцевой.
Календарно-тематическое планирование по русскому
языку (10-11 класс) составлено по учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» (Москва «Дрофа»2011г.),
рекомендованного к использованию в ОУ федеральным перечнем учебников. Рабочая программа предназначена для изучения
русского языка на профильном уровне.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
⎯
⎯
⎯
⎯
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отображено и структурировано на основе компетентностного
подхода: в связи с этим развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и
культуроведческая компетенции.
Профильный курс русского языка обеспечивает готовность к получению высшего филологического образования, поэтому
приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции обучающихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функциональностилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Цели изучения русского языка на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации;
подготовка учащихся к ЕГЭ; формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению, ясно
представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Основные задачи курса:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
формировать у учащихся орфографическую зоркость;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского языка на базовом и на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования: в 10 А,В,Г
классах – 34 часа в год, в 10Б классе – 102 часа, в 11 А,Б классах – 34 часа, в 11В,Г классе – 102 часа. Настоящий тематический план
учитывает базовую и гуманитарную направленность 10–11 классов, в которых будет осуществляться учебный процесс в МБОУ
гимназии № 5.
На период карантина, работы образовательного учреждения в качестве пункта проведения единого государственного экзамена,
проведения районных и городских мероприятий предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте гимназии и в электронном журнале.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
I. Предисловие
Вспомним изученное
II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
III. Русский язык – один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие.
Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и
предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и
параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых
средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки.
Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения
синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность,
чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель
современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная
лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
11 класс
Введение. Роль языка в жизни общества
I. Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии.
Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские
знаки.
II. Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц
указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных
правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания)
Совершенствование устной речи.
Повторение в конце учебного года
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССА.
Прогнозируемые результаты.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность давать исторический комментарий к
языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний
и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей
курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля,
потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для
определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах
существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной,
обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной,
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
⎯ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
⎯ применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
⎯ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
⎯ для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и
мировой культуры;
⎯ углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического
образования;
⎯ совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению, сотрудничеству;
⎯ увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
⎯ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
⎯ удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
⎯ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку является
владение всеми видами речевой деятельности, которые предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации
адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида
чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Виды учебной деятельности.
Во время проведения занятий сочетаются разные виды деятельности:
познавательная – приобщает учащихся к чтению, способствует сопоставлению реальной и художественной действительности;
творческая – развивает творческие способности, формирует умение письменно оформлять свои мысли;
коммуникативная – совершенствует навыки общения, умение ориентироваться в любой речевой ситуации;
ценностно-ориентационная – основная в представленном курсе, даёт возможность осознать себя как личность, формирует ценностные
ориентиры.
Преобладающие виды учебной деятельности обучающихся:
Анализ текста и его переработка
Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
ознакомительно-изучающее;
Аудирование;
Взаиморецензирование, взаимооценивание;
Редактирование
Составление своего авторского текста
Рецензирование и саморецензирование текста
Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим
содержанием
Сочинения – рассуждения на заданную тему
Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с
учётом основных норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
Участие в дискуссии;
Составление орфографических и пунктуационных упражнений, тестов самими учащимися;
Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации (в том числе в электронном виде).
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но
и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и
культуроведческой компетентности учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение
основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и
письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики
русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого
общения, культуры межнационального общения.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационнокоммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания,
адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),
составлять план, тезисы, конспект.
Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и
будущей профессиональной деятельности. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно
ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом
изучения и процессом использования языка.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной,
нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и
общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Приоритетными формами обучения будут являться: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,
урок- исследование, урок-игра, урок-зачет, урок-практикум, урок развития речи.
На уроках основным является деятельностный подход. Деятельностный подход отражает стратегию современной
образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в
мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят
от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к
делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми
Методы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (разные виды чтения, составление плана, тезисов, сжатого, выборочного,
подробного пересказа; составление познавательных задач, разноуровневых вопросов, опорных схем, тестов, дидактического
материала);
разноаспектный анализ текста;
составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( рассуждений на лингвистические темы, сообщений, сочинений,
рецензий, отзывов, творческих работ в жанре эссе, миниатюры, рассказа и др.);
решение орфоэпических задач путем наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
изложения с творческим заданием на основе текстов типа описания, рассуждения, повествования;
творческие диктанты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это
предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр,
технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков, широкое использование
современных педагогических технологий образования, таких как: технологии РО, дискуссии, широкого использования ИКТ.
Технологии, методы: проектная деятельность, исследовательский метод, проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.
Методы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( разные виды чтения, составление плана, тезисов, сжатого,
выборочного, подробного пересказа; составление познавательных задач,
разноуровневых вопросов, опорных схем, тестов,
дидактического материала); осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
-составление учащимися авторского текста в различных жанрах (риторических определений, сообщений, сочинений, отзывов,
творческих работ в жанре эссе, миниатюры, рассказа и тд);
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения, повествования;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.