МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования города Екатеринбурга
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Сорокина А. Ф.
______________Старикова О. В.
Протокол №
от "" г.
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4142775)
учебного предмета
«Музыка»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Белова Олеся Сергеевна
Учитель музыки
Екатеринбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Россия, Россия, нет слова
красивей…
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
2.
Вся Россия просится в
песню.
1
0
0
13.09.2022 Устный опрос;
3.
Здесь мало услышать,
1
здесь вслушаться нужно…
0
0
20.09.2022 Устный опрос;
4.
Стучит, гремит
Кикимора…
1
0
1
27.09.2022 Практическая
работа;
5.
Что за прелесть эти
сказки…
1
0
0
11.10.2022 Устный опрос;
6.
Жанры инструментальной
и вокальной музыки.
1
0
0
18.10.2022 Устный опрос;
7.
Жанры инструментальной
и вокальной музыки
1
1
0
25.10.2022 Контрольная
работа;
Тест;
8.
Вторая жизнь песни.
1
0
0
08.11.2022 Устный опрос;
9.
Всю жизнь мою несу
Родину в душе…
1
0
0
15.11.2022 Устный опрос;
10. Слово о мастере.
1
0
1
22.11.2022 Практическая
работа;
11. Звать через прошлое к
настоящему.
1
0
0
29.11.2022 Устный опрос;
12. Звать через прошлое к
настоящему.
1
1
0
06.12.2022 Контрольная
работа;
Викторина;
13. Ты раскрой мне, природа,
объятья…
1
0
1
13.12.2022 Практическая
работа;
14. Мои помыслы – краски,
мои краски – напевы...
1
0
0
20.12.2022 Устный опрос;
15. Дыхание русской
песенности.
1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
16. Гармонии задумчивый
поэт.
1
0
0
10.01.2023 Устный опрос;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
17. Ты, Моцарт, бог, и сам
того не знаешь…
1
0
0
17.01.2023 Устный опрос;
18. Был он весь окутан тайной 1
чёрный гость…
0
0
24.01.2023 Устный опрос;
19. Фореллен-квинтет.
1
0
0
31.01.2023 Устный опрос;
20. Колокольность в музыке и 1
изобразительном
искусстве.
0
1
07.02.2023 Практическая
работа;
21. Образы борьбы и победы в 1
искусстве.
0
0
14.02.2023 Устный опрос;
22. Застывшая музыка.
1
0
1
21.02.2023 Практическая
работа;
23. Полифония в музыке и
живописи.
1
0
0
28.02.2023 Устный опрос;
24. Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве
1
0
1
07.03.2023 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
25. Волшебная палочка
дирижёра.
1
0
0
14.03.2023 Устный опрос;
26. Первое путешествие в
1
музыкальный театр. Опера.
0
1
21.03.2023 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
27. Второе путешествие в
1
музыкальный театр. Балет.
0
1
04.04.2023 Практическая
работа;
28. Музыка в театре, в кино,
на телевидении.
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
29. Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл.
1
0
1
18.04.2023 Практическая
работа;
30. Небесное и земное в
звуках и красках.
1
0
0
25.04.2023 Устный опрос;
31. Музыка на мольберте.
1
0
1
10.05.2023 Диктант;
32. Импрессионизм в музыке
и живописи.
1
0
0
16.05.2023 Устный опрос;
33. О подвигах, о доблести, о
славе…
1
0
0
23.05.2023 Устный опрос;
34. В каждой мимолетности
вижу я миры…
1
0
0
30.05.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д.
Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.
Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.
Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.
Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2019. - 230 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная магнитная доска, компьютер, интерактивная доска, МФУ.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная магнитная доска, компьютер, интерактивная доска, МФУ, детские шумовые музыкальные
инструменты