2.18. Физическая культура
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Знания о физической культуре
Учащиеся научатся:
•
рассматривать физическую культуру как явление культуры,
выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные
направления и формы ее организации в современном обществе;
•
характеризовать
содержательные
основы
здорового
образа
жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, формированием качеств
личности и профилактикой вредных привычек;
•
определять базовые понятия и термины физической культуры,
применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со
своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения
техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
•
разрабатывать
физическими
содержание
упражнениями,
самостоятельных
определять
их
занятий
направленность
и
формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной
недели;
•
руководствоваться правилами профилактики травматизма и
подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в
зависимости от времени года и погодных условий;
•
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной
помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль
Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения,
объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
•
характеризовать исторические вехи развития отечественного
спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому
спорту;
•
определять
признаки
положительного
влияния
занятий
физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между
развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Учащиеся научатся:
•
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и
спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и
досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических
кондиций;
•
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,
тренирующей
и
корригирующей
направленности,
подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и
возможностей собственного организма;
•
классифицировать
физические
упражнения
по
их
функциональной направленности, планировать их последовательность и
дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и
развитию физических качеств;
•
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным
действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;
•
физических
тестировать показатели физического развития и основных
качеств,
сравнивать
их
с
возрастными
стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных
занятий физической подготовкой;
•
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной
учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении
занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических
качеств,
тестировании
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля
динамики
индивидуального
физического
развития
и
физической
подготовленности;
•
проводить занятия физической культурой с использованием
оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов,
обеспечивать их оздоровительную направленность;
•
проводить восстановительные мероприятия с использованием
банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Учащиеся научатся:
•
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе
трудовой и учебной деятельности;
•
выполнять общеразвивающие
упражнения, целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации);
•
выполнять
акробатические
комбинации
из
числа
хорошо
освоенных упражнений;
•
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах
из числа хорошо освоенных упражнений;
•
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в
высоту и длину);
•
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами
ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в
процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов
России);
•
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона
одним из разученных способов;
•
выполнять основные технические действия и приемы игры в
футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
•
выполнять основные технические действия и приемы игры в
волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
•
выполнять основные технические действия и приемы игры в
баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
•
выполнять
тестовые
упражнения
на
оценку
уровня
индивидуального развития основных физических качеств.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
выполнять
комплексы
упражнений
лечебной
физической
культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях
здоровья;
•
преодолевать естественные и искусственные препятствия с
помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
•
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
•
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать
школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют
двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки
успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны,
устанавливают
минимальное
содержание
образования,
которое
в
обязательном
порядке
должно
быть
освоено
каждым
ребенком,
оканчивающим основную школу.
Результаты
освоения
программного
материала
по
предмету
«Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены
соответственно
метапредметными,
предметными
и
личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде
всего,
в
положительном
отношении
учащихся
к
занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых
знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение
знаниями
об
индивидуальных
особенностях
физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастным и половым нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и
о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
•
занятий
владение знаниями по основам организации и проведения
физической
культурой
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, составлению содержания занятий в соответствии с
собственными задачами, индивидуальными особенностями физического
развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру
общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой,
игровой и соревновательной деятельности;
•
способность активно включаться в совместные физкультурно-
оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во
время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные
проблемы
на
основе
уважительного
и
доброжелательного
отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное
сочетание нагрузки и отдыха;
•
умение
проводить
туристские
пешие
походы,
готовить
снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать
правила безопасности;
•
умение
содержать
в
порядке
спортивный
инвентарь
и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям
и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять
при разнообразных формах движения и пере движений;
•
принятых
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках
норм
и
представлений
посредством
занятий
физической
культурой;
•
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам
развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и
творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
•
и
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель
задачи
совместных
с
другими
детьми
занятий
физкультурно-
оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их
содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
•
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в
различных изменяющихся внешних условиях;
•
владение навыками выполнения разнообразных физических
упражнений различной функциональной
направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
•
умение
максимально
проявлять
физические
способности
(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и
в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
понимание
физической
культуры
как
явления
культуры,
способствующего развитию целостной личности человека, сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
деятельности
и
обеспечивающего
долгую
сохранность
творческой
активности;
•
понимание физической культуры как средства организации
здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
(отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при
совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление
осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные
позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное
выполнение
учебных
заданий,
осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
•
рациональное планирование учебной деятельности, умение
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
•
поддержание
оптимального
уровня
работоспособности
в
процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
•
восприятие
красоты
телосложения
и
осанки
человека
в
соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами,
формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения
здоровья;
•
понимание культуры движений человека, постижение жизненно
важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного
мероприятия,
проявление
адекватных
норм
поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии
общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать
и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
•
владение способами организации и проведения разнообразных
форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
•
владение
широким
арсеналом
двигательных
действий
и
физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной
физической культуры, активное их использование в самостоятельно
организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
•
владение
индивидуального
способами
здоровья,
наблюдения
физического
за
развития
показателями
и
физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе
освоения
учебного
предмета
«Физическая
культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения,
о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
•
знание основных направлений развития физической культуры в
обществе, их целей, задач и форм организации;
•
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением
здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•
способность
проявлять
инициативу
и
творчество
при
организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное
и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
•
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
•
отношение
способность проявлять дисциплинированность и уважительное
к
сопернику
в
условиях
игровой
и
соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
•
способность
преодолевать
трудности,
выполнять
учебные
задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
•
способность
организовывать
самостоятельные
занятия
физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность
мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
•
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической
подготовкой,
подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
•
способность
организовывать
самостоятельные
занятия
физической культурой по формированию телосложения и правильной
осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической
нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
•
способность
формированию
организовывать
культуры
самостоятельные
движений,
подбирать
занятия
по
упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности;
•
способность вести наблюдения за динамикой показателей
физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с
общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
•
способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
•
способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
•
способность осуществлять судейство соревнований по одному из
видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
•
способность
отбирать
физические
упражнения
по
их
функциональной направленности, составлять из них индивидуальные
комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
•
различной
способность составлять планы занятий физической культурой с
педагогической
направленностью,
регулировать
величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных
особенностей организма;
•
способность проводить самостоятельные занятия по освоению
новых двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В
соответствии
со
структурой
двигательной
(физкультурной)
деятельности рабочая программа включает в себя три основных учебных
раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент
деятельности),
«Способы
двигательной
(физкультурной)
деятельности»
(операциональный компонент деятельности),
«Физическое
совершенствование»
(процессуально-мотивационный
компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям о развитии познавательной активности человека и включает
в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие
в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и
«Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории
древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития
физической культуры в современном обществе, о формах организации
активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.
Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и
спортивной
подготовки,
особенности
организации
и
проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила
контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся
в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел
соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя
темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической
культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и
достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и
умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный
по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое
развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья
школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурнооздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с
общеразвивающей
направленностью»,
«Прикладно-ориентированные
упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема
«Физкультурно-оздоровительная
деятельность»
ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь
даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем
физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения,
оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также
упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую
очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в
состоянии здоровья.
Тема
«Спортивно-оздоровительная
общеразвивающей
направленностью»
деятельность
ориентирована
на
с
физическое
совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической
и технической подготовки. В качестве таких средств в программе
предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых
видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных
гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых
видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в
организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема
«Прикладно-ориентированные
упражнения»
поможет
подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению
различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить
посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям
различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях.
Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые
готовятся
продолжать
свое
образование
в
системе
средних
профессиональных учебных заведений.
Тема
«Упражнения
общеразвивающей
направленности»
предназначена для организации целенаправленной физической подготовки
учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных
физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь
относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно
входить
в
содержание
совершенствование». В
связи
других
с
тем
этим
раздела
предлагаемые
«Физическое
упражнения
распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по
признаку направленности на развитие соответствующего физического
качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала
позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в
различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать
преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных
особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий
проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
Количество
часов
(уроков)
Базовая часть
50
Основы
знаний
о
В процессе
физической культуре
уроков
Спортивные
игры
12
(волейбол)
Гимнастика
с
12
элементами акробатики
Легкая атлетика
14
Лыжная подготовка
12
Вариативная часть
18
Баскетбол
18
Итого
68
Вид программного
материала
Формируемые социально
значимые и ценностные
отношения
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
1, 2, 3
4, 9, 10
5, 9, 10
6, 9, 10
7, 8
Формируемые социально значимые и ценностные отношения:
Целевым
приоритетом
на
уровне
ООО
является
создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1. К семье как главной опоре в жизни человека и источнику его
счастья;
2. К труду как основному способу достижения жизненного
благополучия
человека,
залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. К своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
4. К природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
5. К миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. К знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
7. К культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. К здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. К окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
10. К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Содержание программы по физической культуре 5 класс
1.Легкая атлетика (10 часов): Спринтерский бег. Инструктаж по
ТБ. Высокий старт до 10–15 м. Город как среда обитания. Спринтерский бег.
Бег с ускорением. Челночный бег 3 х 10 м. Бег по дистанции. Жилище
человека. Вводный контроль. Бега на 60м на результат. Прыжки в длину с
места. Техника прыжка в длину с разбега. Отталкивание. Особенности
природных условий в городе. Прыжки в длину с 3—5 шагов разбега.
Прыжок в длину с разбега на результат. Метание мяча на дальность.
Правила соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Взаимоотношения
людей и безопасность. Метание мяча на дальность. Метание мяча из разных
положений. Метание мяча на результат. Безопасность в повседневной жизни.
2.Кроссовая подготовка(3 часа): Кросс по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе до 7 мин, до 12 мин. Дорожное движение,
безопасность. Бег 1000 м. на результат.
3.Гимнастика
с
элементами
акробатики
(15
часов):
Акробатические упражнения. Строевые упражнения. Инструктаж по ТБ.
Кувырок вперёд в стойку на лопатках. Пешеход. Безопасность пешехода.
Кувырок назад в полушпагат. Кувырок вперед. Страховка. Мост из
положения стоя, без помощи. Строевые упражнения. Перестроение.
Пассажир. Безопасность пассажира. Размыкание и смыкание приставными
шагами. Перестроение. Выполнение команд. Водитель. Выполнение
акробатических упражнений на результат. Опорный прыжок. Опорный
прыжок. Правила самоконтроля. Пожарная безопасность. Прыжок ноги врозь
Опорный прыжок. Опорный прыжок на результат. Висы и упоры. Лазание.
Вис стоя и лежа. Вис на согнутых руках. Правила личной безопасности при
пожарах. Висы согнувшись и прогнувшись. Подтягивание в висе. Лазание.
Упражнения в равновесии. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Лазание по гимнастической стенке. Погодные явления и безопасность
человека. Висы и упоры на результат. Промежуточный контроль.
4.Футбол (7часов): Правила ТБ. История футбола. Основные правила
игры. Безопасность на водоёмах. Перемещения и остановки. Стойка игрока.
Ведение мяча. Удары по воротам на точность. Чрезвычайные ситуации
природного характера. Тактика свободного нападения. Позиционное
нападение. Чрезвычайные ситуации природного характера. Индивидуальные,
групповые, командные тактические действия в нападении и защите. Игра в
мини-футбол. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
5.Лыжная подготовка (6 часов): ТБ по лыжам. Попеременный
двухшажный ход. Скользящий шаг. Спуски на склонах. Антиобщественное
поведение и его опасность. Подъем наискось «полуелочкой». Повороты
переступанием. Торможение «плугом». Обеспечение личной безопасности
дома. Прямой переход и переход с прокатом. Передвижение «елочкой» и
«полуелочкой». Катание с горы. Обеспечение личной безопасности на улице.
Соревнование с дистанцией 1 км.
6. Спортивные игры (14 часов): Баскетбол. ТБ по баскетболу.
Стойки и перемещения. Экстремизм и терроризм, причины возникновения.
Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты. Ловля и передача мяча
двумя руками от груди. Виды экстремистской и террористической
деятельности. Ведение мяча на месте. Бросок с места. Выбивание мяча.
Тактика свободного нападения. Двусторонняя игра в баскетбол. Виды
террористических актов и их последствия. Учебная игра. Волейбол. Правила
ТБ. Двигательная активность. Стойка и перемещения. Ответственность
несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Передача мяча.
Верхняя передача назад. Передача мяча сверху двумя руками. О здоровом
образе жизни. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Тактика
свободного нападения. Двигательная активность, закаливание. Комбинации
из элементов волейбола. Позиционная игра. Рациональное питание. Гигиена
питания.
7.Кроссовая подготовка (3 часа): Кросс по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе до 7 мин. Бег в равномерном темпе до 12 мин.
Вредные привычки. Бег 1000 м. на результат.
8.Легкая атлетика (10 часов): Т.Б по легкой атлетике. Спринтерский
бег. Профилактика вредных привычек. Челночный бег 3 х 10 м. Бег с
ускорением. Бег по дистанции, финиширование. Эстафетный бег. Первая
помощь при повреждениях. Итоговый контроль. Бег на 60м. Метание.
Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Оказание первой помощи.
Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность. Метание мяча на
результат. Первая помощь при отравлениях. Прыжки в длину. Прыжки в
длину. Прыжки в длину с разбега. Эстафеты. Безопасность. Прыжки на
результат.
Содержание программы по физической культуре 6 класс
1.Легкая атлетика (10 часов): Спринтерский бег. Инструктаж по
ТБ. Высокий старт до 10–15 м. Спринтерский бег. Бег с ускорением,
эстафетный бег. Челночный бег 3 х 10 м. Бег по дистанции. Вводный
контроль. Бега на 60м на результат. Прыжок в длину с места. Техника
прыжка в длину с разбега. Отталкивание. Прыжки в длину с 3—5 шагов
разбега. Прыжок в длину с разбега на результат. Метание мяча. Правила
соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Метание мяча на
дальность. Метание мяча из разных положений. Метание мяча на результат.
2. Кроссовая подготовка (3часа): Кросс по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе до 7 мин, до 12 мин. Бег 1000 м. на результат.
3. Гимнастика с элементами акробатики (15 часов):
Акробатические упражнения. Строевые упражнения. Инструктаж по ТБ.
Кувырок вперёд в стойку на лопатках. Кувырок назад в полушпагат. Кувырок
вперед. Страховка. Мост из положения стоя, без помощи. Строевые
упражнения. Перестроение. Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перестроение.
Выполнение
команд.
Выполнение
акробатических
упражнений на результат. Опорный прыжок. Опорный прыжок. Правила
самоконтроля. Прыжок ноги врозь. Опорный прыжок. Опорный прыжок на
результат. Висы и упоры. Лазание. Вис стоя и лежа. Вис на согнутых руках.
Висы согнувшись и прогнувшись. Подтягивание в висе. Лазание.
Упражнения в равновесии. Лазание по гимнастической стенке. Висы и упоры
на результат. Промежуточный контроль.
4. Футбол (7 часов): Правила ТБ. История футбола. Основные
правила игры. Перемещения и остановки. Стойка игрока. Ведение мяча.
Удары по воротам на точность. Тактика свободного нападения.
5. Лыжная подготовка (6 часов): ТБ по лыжам. Попеременный
двухшажный ход. Скользящий шаг. Спуски на склонах. Подъем наискось
«полуелочкой». Повороты переступанием. Торможение «плугом».Прямой
переход и переход с прокатом. Передвижение «елочкой» и «полуелочкой».
Катание с горы. Соревнование с дистанцией 1 км.
6. Баскетбол (7часов): ТБ по баскетболу. Стойки и перемещения.
Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты. Ловля и передача мяча
двумя руками от груди. Ведение мяча на месте. Бросок с места. Выбивание
мяча. Тактика свободного нападения. Двусторонняя игра в баскетбол.
Учебная игра.
7. Волейбол (7 часов): Правила ТБ. Двигательная активность. Стойка
и перемещения. Передача мяча. Верхняя передача назад. Передача мяча
сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар.
Тактика свободного нападения. Комбинации из элементов волейбола.
Позиционная игра.
8. Кроссовая подготовка (3 часа): Кросс по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе до 7 мин. Бег в равномерном темпе до 12 мин. Бег
1000 м. на результат.
9.Легкая атлетика (10 часов): Т.Б
по легкой атлетике.
Спринтерский бег. Челночный бег 3 х 10 м. Бег с ускорением. Бег по
дистанции, финиширование. Эстафетный бег. Итоговый контроль. Бег на
60м. Метание. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Метание
мяча в цель. Метание мяча на дальность. Метание мяча на результат.
Прыжки в длину.
Прыжки в длину. Прыжки в длину с разбега. Эстафеты. Прыжки на
результат.
Содержание программы по физической культуре 7 класс
1.Лёгкая атлетика (14 часов): Спринтерский бег. Инструктаж по
ТБ. Низкий старт 20-40м. Эстафеты. Спринтерский бег. Бег с ускорением.
Челночный бег 3 х 10 м. Эстафетный бег. Бег по дистанции. Бег на 60м на
результат. Вводный контроль. Прыжок в длину с места.
Правила соревнований по прыжкам в длину. Многоскоки. Техника
прыжка в длину с места. Прыжок в длину с места на результат. Метание
мяча. Правила соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Метание
мяча на дальность. Метание мяча из разных положений. Метание мяча на
дальность на результат. Бег по пересеченной местности.
Правила соревнований по бегу. Бег 20 минут. Бег 20 минут.
Специальные беговые упражнения. Бег на результат 1000 метров.
2.Гимнастика
с
элементами
акробатики
(13
часов):
Акробатические упражнения. Строевые упражнения. Длинный кувырок
вперед. Стойка на руках с помощью. Переворот боком. Строевые команды.
Кувырок назад, переворот боком. Размыкание и смыкание приставными
шагами. Перестроение. Выполнение комбинации. Опорный прыжок
Опорный прыжок, согнув ноги. Прыжок ноги врозь. Прыжок углом с
косого разбега толчком одной ногой. Техника выполнения опорного прыжка.
Висы и упоры. Лазание. Правила ТБ. Вис согнувшись, вис прогнувшись.
Подтягивание на перекладине. Подъем переворотом. Смешанные висы.
Упражнение на гимнастической скамейке. Лазание по гимнастической стенке
без помощи ног. Промежуточный контроль. Подтягивание на перекладине
на результат.
3.Спортивные игры (7 часов): Мини-футбол. Правила ТБ. Правила
игры в мини-футбол. Элементы техники передвижений. Удар по мячу
внутренней и внешней стороной стопы. Резаные удары. Ведение мяча с
сопротивлением
защитника и без. Остановка летящего мяча. Удары по
воротам на точность. Удары по мячу в прыжке. Индивидуальные, групповые,
командные тактические действия в нападении и защите. Игра в мини-футбол.
4.Лыжная подготовка (6 часов): Правила ТБ при занятии лыжами.
Ступающий шаг. Прямой переход и переход с прокатом. Передвижение
«елочкой» и «полуелочкой». Передвижение. Подъем ступающим шагом,
«лесенкой», «елочкой». Спуск в основной и низкой стойке. Повороты на
месте и в движении. Движение полушагом, торможение. Ходьба на 2 км.
5.Спортивные игры (14 часов): Баскетбол. Правила игры в
баскетбол и ТБ. Способы перемещения. Ведение мяча Ловля и передача
мяча. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные
действия в защите. Ведение мяча с сопротивлением. Быстрый прорыв.
Нападение против зонной защиты. Техника ловли, передачи, ведения мяча.
Учебная игра. Волейбол. Правила ТБ. Стойка и передвижение игроков.
Прием мяча сверху, снизу двумя руками. Верхняя передача мяча в парах,
тройках. Верхняя прямая подача. Нижняя передача в парах, тройках. Нижний
прием мяча. Сочетание приемов. Прямой нападающий удар в тройках.
Тактические действия в нападении. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Страховка блокирующих. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная
игра.
6. Кроссовая подготовка (3 часа): Бег по пересеченной местности.
Правила ТБ. Правила соревнований. Бег 20 минут. Бег 25 минут.
Преодоление горизонтальных препятствий. Бег на результат 2000 м (м), 1500
м (д).
7. Легкая атлетика (11 часов): Спринтерский бег. Стартовый
разгон. Бег по дистанции30м. Челночный бег 3х10. Бег по дистанции 60м.
Эстафетный бег.6-ти минутный бег. Бег по дистанции 100м. Бег по
дистанции 100м. Специальные беговые упражнения. Итоговый контроль.
Бег на результат 100 м. Прыжок в длину. Прыжки в длину с разбега.
Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с места и разбега. Прыжок в длину
с места на результат. Метание мяча в цель и на дальность. Правила
соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность
с разбега. Метание мяча из разных положений на результат.
Содержание программы по физической культуре 8 класс
1.Лёгкая атлетика (14 часов): Бег. Инструктаж по ТБ. Низкий старт.
Эстафеты. Спринтерский бег. Скоростной бег до 60м. Челночный бег 3 х 10
м. Эстафетный бег. Бег по дистанции. Бег на 60м на результат. Вводный
контроль. Прыжок в длину с места. Правила соревнований по прыжкам в
длину. Многоскоки. Техника прыжка в длину с места и разбега. Прыжок в
длину на результат. Метание мяча. Правила соревнований по метаниям.
Метание малого мяча в цель. Метание малого мяча на дальность. Техника
исполнения. Метание мяча на дальность на результат. Бег по пересеченной
местности. Правила соревнований по бегу. Бег 20 минут. Бег в равномерном
темпе. Бег 20 минут. Специальные беговые упражнения. Бег на результат
1000 метров.
2.Гимнастика
с
элементами
акробатики
(13
часов):
Акробатические
упражнения.
Строевые
упражнения.
Правила
безопасности на занятиях по гимнастике. Длинный кувырок вперед. Стойка
на руках с помощью. Переворот боком. Строевые команды. Кувырок назад,
переворот боком. Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перестроение. Выполнение комбинации. Опорный прыжок. Опорный
прыжок, согнув ноги. Прыжок ноги врозь. Упражнения в равновесии.
Прыжок углом с косого разбега толчком одной ногой. Техника выполнения
опорного прыжка. Висы и упоры. Лазание. Правила ТБ. Вис согнувшись,
вис прогнувшись. Подтягивание на перекладине. Подъем переворотом.
Смешанные висы. Упражнение на гимнастической скамейке. Лазание по
гимнастической стенке без помощи ног. Промежуточный контроль.
Подтягивание на перекладине на результат.
3. Спортивные игры (7 часов): Мини-футбол. Правила ТБ. Правила
игры в мини-футбол. Элементы техники передвижений. Удар по мячу
внутренней и внешней стороной стопы. Резаные удары. Ведение мяча с
сопротивлением защитника и без. Остановка летящего мяча. Тактика игры.
Удары по воротам на точность. Удары по мячу в прыжке. Индивидуальные,
групповые, командные тактические действия в нападении и защите. Игра в
мини-футбол.
4. Лыжная подготовка (6 часов): Правила ТБ при занятии лыжами.
Скользящий шаг. Прямой переход и переход с прокатом. Одновременный
бесшажный ход. Передвижение. Подъем ступающим шагом, «лесенкой»,
«елочкой», коньковым ходом. Спуски. Повороты на месте и в движении.
Движение полушагом, торможение. Ходьба на 2 км.
5. Спортивные игры (14 часов): Баскетбол. Правила игры в
баскетбол и ТБ. Способы перемещения. Ведение мяча. Ловля и передача
мяча. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные
действия в защите. Ведение мяча с сопротивлением. Быстрый прорыв.
Нападение против зонной защиты. Техника ловли, передачи, ведения мяча.
Учебная игра. Волейбол. Правила ТБ. Стойка и передвижение игроков.
Прием мяча сверху, снизу двумя руками. Верхняя передача мяча в парах,
тройках. Верхняя прямая подача. Нижняя передача в парах, тройках. Нижний
прием мяча. Сочетание приемов. Прямой нападающий удар в тройках.
Тактические действия в нападении. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Страховка блокирующих. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная
игра. Зачет.
6. Кроссовая подготовка (3 часа): Бег по пересеченной местности.
Правила ТБ. Правила соревнований. Бег 20 минут. Бег 25 минут.
Преодоление горизонтальных препятствий. Бег на результат 2000 м (м), 1500
м (д).
7. Легкая атлетика (11 часов): Спринтерский бег. Стартовый
разгон. Бег по дистанции 30м. Челночный бег 3х10. Бег по дистанции 60м.
Эстафетный бег. 6-ти минутный бег. Бег по дистанции 100м. Бег по
дистанции 100м. Специальные беговые упражнения. Итоговый контроль.
Бег на результат 100 м. Прыжок в длину. Прыжки в длину с разбега.
Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с места и разбега. Прыжок в длину
с места на результат. Метание мяча в цель и на дальность. Правила
соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность
с разбега. Метание мяча из разных положений на результат.
Содержание программы по физической культуре 9 класс
1.Лёгкая атлетика (14 часов): Правила ТБ. Специальные беговые
упражнения. 6-минутный бег. Низкий старт до 30 м. Челночный бег 3х10. Бег
по дистанции 70–80 м. Бег на дистанцию 100 м. Финиширование. Бег на
результат 100 метров. Вводный контроль. Прыжок в длину с места.
Правила соревнований по прыжкам в длину. Прыжки в длину с места.
Многоскоки. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в длину с места на
результат. Метание мяча. Метание малого мяча в цель. Метание мяча на
дальность с места. Метание мяча на дальность с разбега на результат. Бег по
пересеченной местности. Бег в равномерном темпе 15 минут. Бег в
равномерном темпе 17 минут. Бег в равномерном темпе 20 минут.
Преодоление горизонтальных препятствий. Бег 2000м (мальчики), 1000м
(девочки).
2.Гимнастика с элементами акробатики (13 часов): Акробатика.
Правила по ТБ. Стойка на руках и голове из упора присев. Длинный кувырок
с трех шагов разбега. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. Кувырок назад
в полушпагат. Стойка на голове и руках. Длинный кувырок. «Мост» и
поворот в упор стоя. Выполнение комбинации из разученных элементов.
Висы. Подтягивание на перекладине. Подтягивание в висе. Подъем
переворотом силой, махом. Подъем завесом. Подъем в сед ноги врозь.
Подтягивание в висе. Подъем переворотом силой, махом. Строевые
упражнения. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по
четыре. Размыкание и смыкание приставными шагами. Обратное
перестроение. Выполнение команды. Лазание. Опорный прыжок. Техника
выполнения опорного прыжка. Прыжок боком. Лазание по гимнастической
стенке без помощи ног. Опорный прыжок через коня. Лазание по
гимнастической стенке без помощи ног. Выполнение опорного прыжка.
Промежуточный контроль.
3. Спортивные игры (7 часов): Мини-футбол. Правила ТБ. Правила
игры в мини-футбол. Удар по мячу внутренней и внешней стороной стопы.
Техника ловли, передачи, ведения мяча. Остановка мяча подошвой, грудью.
Отбор мяча подкатом. Удары по воротам на точность. Удары по мячу в
прыжке. Индивидуальные, групповые тактические действия в нападении и
защите. Учебная игра.
4. Лыжная подготовка (5 часов): Правила ТБ при занятии лыжами.
Скользящий шаг. Одновременный бесшажный ход. Прямой переход и
переход с прокатом. Передвижение. Подъем ступающим шагом, «лесенкой»,
«елочкой», коньковым ходом. Спуски. Повороты на месте и в движении.
Движение полушагом, торможение. Ходьба на 2 км.
5. Спортивные игры (13 часов): Баскетбол. Правила по ТБ. Правила
игры в баскетбол. Передвижение и остановка игрока. Приём и передача мяча
с отскоком и без, в движении и на месте. Броски от головы одной и двумя
руками. Ведение мяча с обведением партнёра, с сопротивлением. Держание
игрока с мячом. Действия 3-х нападающих против 2-х защитников. Учебная
игра. Волейбол. Правила ТБ на уроках. Правила игры в волейбол. Стойка и
передвижения игрока. Передача мяча. Прием подачи. Верхняя передача
назад. Верхняя прямая, боковая передача в парах. Нижняя прямая, боковая
передача в парах. Нижняя передача назад. Нижняя прямая подача. Тактика
свободного падения. Нападающий удар. Нижняя прямая подача и
нападающий удар. Тактические действия. Учебная игра.
6. Кроссовая подготовка (3 часа): Бег по пересеченной местности.
Инструктаж по ТБ. Бег в равномерном темпе 15 мин. Бег в равномерном
темпе 17 мин. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий.
Бег на результат 3000 м (юн) и 2000 м (д).
7. Легкая атлетика (11 часов): Ходьба и бег. Правила по ТБ. Низкий
старт до 30 м. Бег по дистанции 50–60 м. Челночный бег 3х10. Бег по
дистанции 50–60 м. Бег по дистанции 70–80 м. Финиширование. 6-минутный
бег. Бег по дистанции 100 м. Бег на результат 100 м. Итоговый контроль.
Прыжок в длину. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в длину с места.
Прыжок в длину на результат. Метание мяча в цель и на дальность.
Правила соревнований по метаниям. Метание мяча в цель. Метание мяча на
дальность с разбега. Метание мяча из разных положений.
Разделы по физической культуре 6 класс
68 часов в год (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название темы
Количество часов
Легкая атлетика
10
Кроссовая подготовка
3
Гимнастика с элементами
15
акробатики
Спортивные игры
7
Лыжная подготовка
6
Спортивные игры
14
Кроссовая подготовка
3
Легкая атлетика
10
ИТОГО:
68
Разделы по физической культуре 7 класс
Зачет
4
1
3
2
1
2
1
3
17
68 часов в год (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название темы
Количество часов
Легкая атлетика
14
Гимнастика с элементами
13
акробатики
Спортивные игры
7
Лыжная подготовка
6
Спортивные игры
14
Кроссовая подготовка
3
Легкая атлетика
11
ИТОГО:
68
Разделы по физической культуре 8 класс
Зачет
5
3
2
1
2
1
3
17
68 часов в год (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название темы
Легкая атлетика
Гимнастика с элементами
акробатики
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Кроссовая подготовка
Легкая атлетика
ИТОГО:
Количество часов
14
13
Зачет
4
3
7
6
14
3
11
68
2
1
2
1
3
16
Разделы по физической культуре 9 класс
68 часов в год (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название темы
Легкая атлетика
Гимнастика с элементами
акробатики
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Кроссовая подготовка
Легкая атлетика
ИТОГО:
Количество часов
14
15
Зачет
4
4
7
5
13
3
11
68
1
1
2
1
3
16