МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 123
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
УТВЕРЖДЕНО
Протокол № 1
От «30» августа 2024г.
________________________
Директор
Старикова О.В.
Приказ № 118/12-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5506488)
учебного предмета Анатомия и физиология человека
для обучающихся 10 классов
город Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Анатомия и
физиология человека»
Курс реализуется на уровне среднего общего образования в 10 классе
при углубленном изучении дисциплин естественнонаучного профиля. Курс
рассчитан на 34 часа.
Изучение модуля «Анатомия и физиология человека» позволяет
сформировать правильное представление обучающихся о строении,
закономерностях и механизмах физиологических процессов, протекающих в
организме человека. Основой содержания модуля является изучение
неразрывной связи особенностей строения человека с функциями и
процессами, протекающими в его организме
Содержание курса позволяет уделить внимание индивидуальным
интересам каждого обучающегося, сформировать навыки выполнения и
оформления практических исследовательских работ.
Новизна учебного курса заключается в изменении подхода к
содержанию и методам обучения учащихся. В курсе заложены различные
формы работы, направленные на дополнение и углубление знаний, с опорой
на практическую деятельность, с учетом профориентации в выбранной
профессии.
При реализации содержания учебного курса используется
оборудование лабораторного комплекса медицинского класса, что в
значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы
обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Анатомия и физиология
человека»
Учебный курс «Анатомия и физиология человека» направлен на
углубление знаний обучающихся в области анатомии и физиологии человека
и основ здорового образа жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Анатомия и физиология человека»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение анатомии и физиологии человека является одним из самых
сложных разделов биологии, а основы физиологии в школьном курсе
представлены недостаточно полно. В связи с этим данный предмет включен в
формируемую участниками образовательного процесса часть учебного
плана.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Анатомия и физиология
человека»
Тема. Анатомия и физиология как основные естественно-научные
дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие
жизнедеятельность человека
Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей
человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Профессии,
связанные с науками о человеке. Перспективы развития знаний об организме
человеке и его связях с окружающей средой.
Демонстрация таблиц, слайдов, видеофильмов и сайтов Интернета,
показывающих разные биологические дисциплины, связанные с изучением
человека, профессий, связанных с изучением организма человека и
медициной.
Тема «Регуляция функций организма человека»
Нервная и гуморальная регуляция организма человека. Анатомогистологическое строение органов нервной и эндокринной систем.
Особенности рефлексов человека. Принципы и законы высшей нервной
деятельности. Поведение и психика. Сенсорные системы организма человека.
Профилактика заболеваний зрения и слуха.
Нарушения работы нервной системы. Нейродегенерации и современные
методы их лечения. Инсульт. Лекарства, проходящие и не проходящие через
гематоэнцефалический барьер. Методы исследования мозговой активности и
строения структур нервной системы: электроэнцефалография, регистрация
активности различных отделов мозга, магнитно-резонансная томография,
компьютерная томография. Интерфейс мозг–компьютер.
Тема «Сосудистая система человека»
Сосудистая
система
человека:
кровеносная,
лимфатическая,
микроциркуляторное
русло.
Анатомо-гистологическое
строение
и
особенности функционирования сердечно-сосудистой системы. Работа сердца
и ее регуляция. Работа сердца и ее регуляция. Частота сердечных сокращений
и пульс. Основные показатели кровообращения: минутный объем сердца,
сердечный индекс, систолическое и диастолическое давление, линейная и
объемная скорость кровотока. Практическая работа «Расчет периферического
сосудистого сопротивления в покое и после физической нагрузки».
Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Нарушения работы
сердца. Гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, атеросклероз
коронарных сосудов, инфаркт миокарда и так далее. Шунтирование,
ангиопластика, клеточная терапия и другие современные методы лечения
сердечных болезней. Трансплантация сердца.
Анатомия лимфатической системы: лимфатические сосуды и
лимфатические узлы. Причины движения крови и лимфы по сосудам.
Тема «Дыхательная система человека»
Структура органов дыхания человека. Процесс дыхания. Газообмен в
легких и тканях. Пульсоксиметрия. Спирометрия. Практическая работа
«Определение жизненной емкости легких». Нарушения работы органов
дыхания, их причины и профилактика. Аллергия. Этиология аллергических
заболеваний.
Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Лёгочные объёмы.
Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение
повреждения голосового аппарата. Инфекционные болезни, передающиеся
через воздух, и прочие заболевания органов дыхания. Влияние
табакокурения на органы дыхательной системы. Астма, обструктивные
заболевания дыхательной системы.
Демонстрация модели гортани, модели, проясняющей механизм вдоха
и выдоха.
Тема «Опорно-двигательная система человека»
Анатомия и физиология опорно- двигательной системы. Практическая
работа «Особенности строения и функции поперечно- полосатой скелетной
мышечной ткани и скелетных соединительных тканей (костной и
хрящевой)». Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной
системы. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему.
Нарушения строения скелетной системы. Возрастные изменения,
остеопороз. Травмы. Заболевания опорно-двигательного аппарата, связанные
с прямохождением. Современные инвазивные и неинвазивные методы
лечения: протезирование суставов и межпозвоночных дисков, исправление
кривизны позвоночника и другие.
Демонстрация скелета человека, черепа, конечностей, позвонков,
распилов костей.
Тема «Пищеварительная система человека»
Пищеварительная система. Анатомо- гистологическое строение
органов
пищеварения.
Желудочно-кишечный
тракт.
Особенности
пищеварения. Возбудители кишечных инфекций. Профилактика кишечных
инфекций и паразитарных заболеваний.
Нервная и гуморальная регуляция процессов пищеварения,
углеводного, липидного, белкового обмена.
Гигиена питания. Неинфекционные и аутоиммунные заболевания
системы пищеварения. Предупреждение инфекций и прочих желудочнокишечных заболеваний (гастрит, язвенная болезнь, аппендицит, цирроз,
панкреатит и другие), пищевых отравлений. Хеликобактер как фактор
развития гастрита и язвы. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
Расстройства пищевого поведения.
Демонстрация торса человека, таблиц.
Тема «Выделительная система человека. Терморегуляция"
Анатомия и физиология выделительной системы человека.
Терморегуляция человека. Поражения организма в результате воздействия
низких температур. Признаки отморожений. Гипотермия. Поражения
организма в результате воздействия высоких температур, химических
веществ. Виды ожогов, их признаки. Гипертермия.
Нервная и гуморальная регуляция работы органов выделительной
системы. Заболевания органов мочевыделительной системы (цистит,
пиелонефрит, мочекаменная болезнь и другие), их предупреждение.
Искусственная почка. Диализ. Трансплантация почки.
Демонстрация таблиц, модели «Строение почки млекопитающего»,
муляжа почек человека, влажного препарата.
Тема «Иммунная система человека»
Инфекционные болезни. Основные пути заражения и передачи
инфекции. Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет.
Отрицательная и положительная селекция в созревании Т- и Влимфоцитов. Роль микрофлоры человека в формировании нормального
иммунитета человека. Патологии иммунной системы: иммунодефициты,
аутоиммунные заболевания и др. Реакции гиперчувствительности, в том
числе аллергии. Основы трансплантологии.
Демонстрация портретов учёных, таблиц и слайдов, видеороликов и
кинофрагментов, об иммунной системе.
Тема «Репродуктивная система человека»
Половое созревание человека: этапы и особенности каждого этапа.
Репродуктивное здоровье человека. Основные этапы эмбриогенеза человека.
Беременность и роды.
Нервная и гуморальная регуляция работы органов половой системы.
Планирование
беременности,
методы
контрацепции,
предимплантационный скрининг, экстракорпоральное оплодотворение.
Беременность, лактация. Заболевания, передающиеся половым путём.
Тема «Гигиена систем органов. Принципы здорового образа
жизни»
Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни.
Психическое здоровье человека. Рациональное и здоровое питание.
Практическая работа «Составление дневного рациона питания с учетом
физиологических потребностей организма».
Тема «Медицинская помощь»
Современная медицинская помощь. Виды медицинской помощи.
Современные методы исследования строения и функций организма человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Понимание сущности и социальной значимости профессий, связанных
с анатомией и физиологией человека.
2. Стремление к осознанному выбору профессии и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования.
3. Формирование понимания ценности здорового и безопасного
образа жизни.
4. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Уметь работать с
различными источниками биологической
информации (научно-популярная литература, биологические словари
и справочники), анализировать и оценивать информацию.
2. Владеть
составляющими
исследовательской
и
проектной
деятельности:
видеть
проблему,
выдвигать
гипотезы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал.
3. Организовывать
совместную деятельность с учителем и
сверстниками, индивидуальную и групповую работу.
4. Применять приобретенные навыки в повседневной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология,
гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология,
экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание,
кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение,
выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость,
регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с
поставленной задачей;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих
признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы
органов человека, процессы жизнедеятельности организма человека, делать
выводы на основе сравнения;
характеризовать механизмы самовоспроизведения клеток, сравнивать
митоз и мейоз, характеризовать роль клеточного ядра в делении клеток,
строение и функции хромосом;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты,
гормоны и другие), выявлять их роль в процессе обмена веществ и
превращения энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
движение, рост, регуляцию функций, иммунитет, развитие, размножение
человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток,
органов, систем органов организма человека и их функциями, между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения
и функционирования органов и систем органов человека;
применять биологические термины и понятия: микрофлора, микробиом,
микросимбионт;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
организма человека;
объяснять причины наследственных заболеваний человека, механизмы
возникновения наиболее распространённых из них, используя при этом
понятия: ген, мутация, хромосома, геном, свободно оперировать знаниями о
причинах распространённых инфекционных заболеваний человека,
принципах профилактики и лечения распространённых инфекционных
заболеваний человека, свободно решать качественные и количественные
задачи, объяснять принципы современных биомедицинских методов, этики
биомедицинских исследований;
выполнять практические и лабораторные работы по анатомии и
физиологии человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские
работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные
показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные
значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы
защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание,
соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом,
рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное
эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения
здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической
активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек,
зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере
сознания, солнечном и тепловом ударах, отравлении, утоплении,
кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств,
ожогах и обморожении;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (4–5),
преобразовывать информацию из одной̆ знаковой системы в другую;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать
организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить
простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких источников;
объяснять значение работ по расшифровке геномов вирусов, бактерий,
грибов, растений и животных, характеризовать подходы к анализу больших
данных в биологии, характеризовать цели и задачи биоинформатики;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся;
проявлять интерес к углублению биологических знаний и выбору
биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования
для будущей профессиональной деятельности в области биологии,
медицины, психологии и других направлений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Анатомия и физиология как
основные естественнонаучные дисциплины,
изучающие структуры и
механизмы, обеспечивающие
жизнедеятельность человека
1
0
0
Регуляция функций организма
человека
2
0
0
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template1100801?menuReferrer=catalogue
Кровеносная система человека
3
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
Сосудистая система человека
4
0
0
4
Дыхательная система
человека
4
0
0
5
Опорно-двигательная система
человека
4
0
0
https://studarium.ru/article/81
6
Пищеварительная система
человека
4
0
0
https://studarium.ru/article/84
7
Выделительная система
человека. Терморегуляция
4
0
0
https://studarium.ru/article/95
8
Иммунная система человека
4
0
0
https://studarium.ru/article/97
9
Репродуктивная система
4
0
0
ic_objects/4774846
?menuReferrer=catalogue
человека
10
11
Гигиена систем органов.
Принципы здорового образа
жизни
1
0
0
Медицинская помощь
2
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Анатомо-физиологические
особенности формирования
потребностей человека. Человек
как предмет изучения анатомии и
физиологии.
1
2
Нервная и гуморальная регуляция
организма человека
1
3
Методы исследования мозговой
активности и строения структур
нервной системы
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.09-6.09
9.0913.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0682
1
16.0920.09
4
Сосудистая система человека:
кровеносная, лимфатическая,
микроциркуляторное русло
1
23.0927.09
5
Основные показатели
кровообращения
1
30.094.10
6
Нервная и гуморальная регуляция
работы сердца
1
7.1011.10
7
Нарушения работы сердца
1
14.1018.10
Библиотека ЦОК
8
Структура органов дыхания
человека
1
21.1025.10
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1d70
https://m.edsoo.ru/863e20d6
https://m.edsoo.ru/863e231a
9
Нарушения работы органов
дыхания, их причины и
профилактика
1
10
Гигиена дыхания. Тренировка
дыхательных мышц
1
11
Инфекционные болезни,
передающиеся через воздух, и
прочие заболевания органов
дыхания
1
12
Анатомия и физиология опорнодвигательной системы
1
13
Факторы, влияющие на
формирование опорнодвигательной системы
14
Нарушения строения скелетной
системы. Возрастные изменения,
остеопороз
4.11-8.11
11.1115.11
18.1122.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2e64
25.1129.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0
2.12-6.12
1
1
9.1213.12
15
Заболевания опорно-двигательного
аппарата, связанные с
прямохождением
1
16.1220.12
16
Анатомо- гистологическое
строение органов пищеварения
1
17
Нервная и гуморальная регуляция
процессов пищеварения,
углеводного, липидного, белкового
обмена
1
18
Гигиена питания. Неинфекционные
и аутоиммунные заболевания
1
23.1227.12
13.0117.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a
20.0124.01
системы пищеварения
19
Предупреждение инфекций и
прочих желудочно-кишечных
заболеваний
1
20
Анатомия и физиология
выделительной системы человека
1
21
Нервная и гуморальная регуляция
работы органов выделительной
системы
1
22
Заболевания органов
мочевыделительной системы
1
17.0221.02
23
Искусственная почка. Диализ.
Трансплантация почки
1
24.0228.02
24
Основные пути заражения и
передачи инфекции
1
25
Роль микрофлоры человека в
формировании нормального
иммунитета человека
1
26
Патологии иммунной системы
1
17.0321.03
27
Основы трансплантологии
1
31.034.04
28
Половое созревание человека
1
7.0411.04
29
Нервная и гуморальная регуляция
работы органов половой системы
1
14.0418.04
30
Основные этапы эмбриогенеза
человека. Беременность и роды
1
21.0425.04
27.0131.01
3.02-7.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4516
10.0214.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e485e
3.03-7.03
0
10.0314.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1942
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4c50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4
31
Заболевания, передающиеся
половым путём
1
32
Гигиена систем органов. Принципы
здорового образа жизни
1
33
Современная медицинская помощь
1
34
Современные методы исследования
строения и функций организма
человека
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
5.05-8.05
Библиотека ЦОК
12.0516.05
19.0523.05
1
https://m.edsoo.ru/863e4ec6
https://m.edsoo.ru/863e5ac4
1
34
28.042.05
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 5-9кл. / Пасечник В.В., Акционерное общество издательство
"Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/5/5/
http://www.en.edu.ru
https://content.edsoo.ru/lab/
http://www.school.edu.ru
http://www.fipi.ru/
http://www.rustest.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://bio11-vpr.sdamgia.ru/
https://lesson.edu.ru/
https://www.yaklass.ru