МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 123
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Директор Старикова О.В.
________________________
Протокол №
от «30» августа 2024 г.
Приказ № 118/2-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 837090)
учебного предмета «Введение в IT проектирование» (Базовый уровень)
для обучающихся 8 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Введение в IT проектирование» на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по курсу «Введение в IT проектирование» даёт представление
о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами информатики и вычислительной техники на базовом уровне,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам.
Программа по курсу «Введение в IT проектирование» является основой
для составления авторских учебных программ, тематического планирования
курса учителем.
Целями изучения по курсу «Введение в IT проектирование» на уровне
основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики и вычислительной техники, достижениям
научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития
представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества, понимания роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Курс «Введение в IT проектирование» в основном общем образовании
отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Изучение курса «Введение в IT проектирование» оказывает
существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его
жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении курса «Введение в IT проектирование», находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Введение в IT проектирование» –
сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на языке программирования Python;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения курса «Введение в IT проектирование» на уровне
основного общего образования определяют структуру основного содержания
учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
базовые принципы проектирования программного обеспечения;
основные алгоритмические конструкции;
работа с различными типами данных.
На изучение курса «Введение в IT проектирование» на базовом уровне
отводится 34 часа в 8 классе (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Базовые принципы проектирования программного обеспечения
Ввод и вывод
Что такое программа? Вывод данных. Математические операции.
Переменные. Ввод чисел. Переменные в выражениях. Операция деления.
Вывод текста на экран. Комментарии в коде.
Основные алгоритмические конструкции
Условные конструкции
Конструкция if. Изменение переменных в условиях. Дополнительные
операторы для условий. Обратный случай в условных конструкциях. Проверка
нескольких условий по очереди. Печать нескольких значений. Вложенные
условия. Логические операторы. Логические выражения.
Циклы со счетчиком
Цикл for. Настройка print(). Условия и циклы. Обработка нескольких
запросов. Перебор чисел с шагом. Переменная цикла. Перебор пар. Циклы с
большой вложенностью. Условие внутри вложенного цикла. Вложенные for и
range(). Примеры использования вложенных циклов. Управление циклами.
Циклы с условием
Программы и подзадачи. Цикл while. Условия внутри цикла while.
Управление циклом while. Проблемы цикла while.
Работа с различными типами данных
Строковый тип данных
Основные типы данных. Типы переменных. Чтение строк. Числа и
строки. Операции со строками.
Встроенные функции
Понятия оператора и функции. Встроенные функции. Подключаемые
функции. Методы строк.
Строки и циклы
Обращение по индексу. Диапазоны в методах. Циклы при работе со
строками. Срезы.
Логический тип данных
Логический тип данных. Дополнительные методы строки. Флаги.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В IT ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
Изучение курса «Введение в IT проектирование» на уровне основного
общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения курса «Введение в IT проектирование» на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по курса «Введение в
IT проектирование» отражают овладение универсальными учебными
действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные
и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
раскрывать смысл понятий «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами;
составлять, выполнять вручную и на компьютере алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов;
использовать константы и переменные различных типов (числовых,
логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать
оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на языке программирования Python,
реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного
целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения
цифр из натурального числа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Базовые принципы проектирования программного обеспечения
1.1
Ввод и вывод
Итого по разделу
4
0
0
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
4
Раздел 2. Основные алгоритмические конструкции
2.1
Условные конструкции
6
0
0
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
2.2
Циклы со счетчиком
9
0
0
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
2.3
Циклы с условием
3
0
0
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
Итого по разделу
18
Раздел 3. Работа с различными типами данных
3.1
Строковый тип данных
3
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
3.2
Встроенные функции
3
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
3.3
Строки и циклы
3
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
3.4
Логический тип данных
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
2
Итого по разделу
11
Резервное время
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Что такое программа? Вывод
данных
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
2
Математические операции.
Переменные
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
3
Ввод чисел. Переменные в
выражениях
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
4
Операция деления. Вывод
текста на экран. Комментарии
в коде
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
5
Конструкция if. Изменение
переменных в условиях
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
6
Дополнительные операторы
для условий. Обратный случай
в условных конструкциях
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
7
Проверка нескольких условий
по очереди
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
8
Печать нескольких значений
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
9
Вложенные условия
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
10
Логические операторы.
Логические выражения
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
11
Цикл for
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
12
Настройка print()
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
13
Условия и циклы
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
14
Обработка нескольких
запросов
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
15
Перебор чисел с шагом.
Переменная цикла
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
16
Перебор пар. Циклы с
большой вложенностью
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
17
Условие внутри вложенного
цикла. Вложенные for и range()
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
18
Примеры использования
вложенных циклов
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
19
Управление циклами
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
20
Основные типы данных. Типы
переменных
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
21
Чтение строк. Числа и строки
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
22
Операции со строками
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
23
Понятия оператора и функции.
Встроенные функции
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
24
Подключаемые функции
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
25
Методы строк
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
26
Обращение по индексу
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
27
Диапазоны в методах
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
28
Циклы при работе со
строками. Срезы
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
29
Логический тип данных
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
30
Дополнительные методы
строки. Флаги
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
31
Программы и подзадачи. Цикл
while
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
32
Условия внутри цикла while
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
33
Управление циклом while.
Проблемы цикла while
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
34
Резервное время
1
Интерактивный онлайн-курс
https://ulearn.me/Course/python/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Помодульные
дидактические
материалы,
представленные
на
образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы.
Демонстрационные материалы по теме занятия.
Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых
для использования на занятии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Образовательная платформа