Приложение к ООП ООО Рабочая программа Финансовая грамотность 8-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 123

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
________________________
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________
Старикова О.В.
Приказ № 326-д
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 8-9 классов

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки
компетенцийпо финансовой грамотности, одобренной межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Рабочая программа по финансовой грамотности позволяет
реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит
системно-деятельностный
подход,
возможности информационнокоммуникационных технологий, применяемых как для организации
процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практикоориентированного функционального использования знаний о финансах в
повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенности
обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры. Учебный материал для 8, 9 класса носит вводный
характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли
денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам
финансового поведения школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Финансовая грамотность. Современный мир» для 8—9 классов
(предметная область «Общественно-научные предметы») представляет собой
инновационный образовательный продукт, отражающий современные
тенденции общего и дополнительного образования, интегрирующий
различные учебные предметы (математика, обществознание, история,
география), но вместе с тем имеющий свой объект изучения для школьников.
В рамках данного курса предполагается обучение учащихся финансовой
грамотности, оснащение будущего потребителя финансовых услуг важными
жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни любого человека.

ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ГРАМОТНОСТЬ»

ИЗУЧЕНИЯ

КУРСА

«ФИНАНСОВАЯ

Целью курса является формирование финансовой грамотности у
учащихся 8-9 классов на базовом уровне и направлено на достижение
следующих задач:
1) формирование элементарных знаний об устройстве финансового рынка,
о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой
человек в современном обществе;
2) формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного
финансового поведения, включающего бережное отношение к личным,
семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам;
3) формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства,
понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя
финансовых услуг в случае их нарушения;
4) формирование предметных умений, включающих способность работать
с различными источниками финансовой информации, использовать
разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые
расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);
5) формирование компетенций поиска альтернативных решений
жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с
позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного
выбора для конкретных условий.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», «Математика»,
«География».
Учебным планом на изучение финансовой грамотности отводится 51 час:
по одному часу в неделю в 8 (34ч) и 9 (17ч) классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их
сопровождают
Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмиссия,
двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерческий банк,
денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция, покупательная
способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег
(наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта, квазиденьги,
цифровые деньги), инструменты управления безналичными деньгами,
конвертация валюты, комиссия, блокчейн, криптовалюта, риск, величина
риска, финансовый риск, девальвация, валютный риск, процентный риск,
операционный риск.
Интерактивная лекция
1. Деньги и их функции.
2. Что делает деньги деньгами.
Занятие-дискуссия
1. Какие они, современные деньги.
2. Риски в мире денег.
Практическое занятие
1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают.
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном
обществе
Понятия и знания: семейные финансы, статьи расходов семьи,
обязательные, необязательные и излишние расходы, крупные, средние и
мелкие расходы, финансовая подушка безопасности, обдуманная покупка,
эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные
покупки в Интернете, риски при покупке товаров и услуг, источники семейных
доходов, денежные и неденежные доходы, регулярные, временные и разовые
доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы,
активные и пассивные доходы, бюджет семьи, профицит, дефицит, правила
ведения семейного бюджета.
Интерактивная лекция
1. Современная семья и её финансы.
2. Что входит в расходную часть семейного бюджета.
3. Откуда берутся доходы в семейном бюджете.
Занятие-дискуссия
1. Как разумно совершать покупки.

2. Как грамотно составлять семейный бюджет.
Практическое занятие
1. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе.
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в
современном обществе для его формирования
Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация,
недееспособный, малолетний, несовершеннолетний, личные доходы
подростка и их виды, предпринимательская деятельность, трудовые
отношения, трудовая дееспособность, гражданско-правовые отношения,
особенности трудовых прав подростка, премия, заработная плата, подоходный
налог, ИНН, СНИЛС.
Интерактивная лекция
1. Источники личного дохода подростка.
2. Как может работать подросток.
Занятие-дискуссия
1. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.
2. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном
обществе
9 КЛАСС
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному
подростку
Понятия и знания: услуга, финансовые услуги, финансовые
организации, банк, Банк России, микрофинансовые организации, физическое
лицо, юридическое лицо, инвестиционные компании, инвестиции, прибыль,
убыток, инвестор, негосударственные пенсионные фонды, страховые
компании, платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт,
банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма
вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация,
банковская карта, виды банковских карт, кредитная история, правила
пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный
банк, интернет-банк, издержки и выгоды пользования банковскими картами,
правила безопасного использования банковских карт с применением
различных инструментов, взаимные обязанности банка и держателя
банковских карт, накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное
составление плана накоплений, источники накоплений подростка,
страхование, самострахование, взаимное страхование, страховой фонд,
страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо,

выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, франшиза,
страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, страховые и
нестраховые риски, имущественное страхование, ОСАГО, личное
страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное
страхование, туроператор, турагент, способы выгодной покупки билетов на
самолёт, лоукостер, чартерный рейс, регулярный рейс, способы выгодного
обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного
оформления медицинской страховки, способы минимизации затрат при
посещении музеев, выставок, экскурсий, потребитель, базовые права
потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь
потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг,
Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые
пирамиды.
Интерактивная лекция
1. Финансовые организации и их услуги.
2. Как грамотно выбрать страховой продукт.
Занятие-дискуссия
1. Как грамотно выбрать вклад.
2. Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться.
3. Как накопить на свою мечту.
4. Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты.
5. Как защитить свои права потребителя финансовых услуг.
Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные
финансовые отношения
Понятия и знания: финансы, финансовая система государства,
общественные блага, государственный бюджет, расходы государственного
бюджета, облигации, государственные облигации, доходы государственного
бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов (федеральные,
региональные и местные, прямые и косвенные), налогоплательщик, объект
налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, имущественный налог,
кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ,
личный кабинет налогоплательщика, пеня, штраф, налоговая декларация,
налоговый вычет, виды налоговых вычетов (стандартный, социальный,
имущественный, профессиональный).
Интерактивная лекция
1. Финансы современного государства
Занятие-дискуссия
1. Какие налоги платят люди, проживающие в России.

Практическое занятия
2. Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями страны
3. Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет.
Тема 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный человеческий
капитал, факторы, влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого
развития, инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы
инвестиций в человеческий капитал, современный человек.
Интерактивная лекция
1. Что такое человеческий капитал.
2. Как инвестировать в человеческий капитал.
Практическое занятия
1. Как инвестировать в человеческий капитал.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса формулируются в очень
обобщённом виде, так как курс может изучаться в разных временных рамках.
Подробнее их можно увидеть в содержании курса, где представлен перечень
как знаниевых, так и деятельностных дидактических единиц, освоение
которых и будет запланированным образовательным результатом.
К личностным результатам обучения относятся:
 формирование субъектной позиции у учеников, понимание
необходимости быть самостоятельными в принятии решений;
 формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в
области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы,
общества и государства;
 формирование элементарных финансовых знаний современного
человека;
 готовность и способность обучающихся к самообразованию в области
финансовой грамотности на всех жизненных этапах;
 формирование уважительного отношения к труду и трудовым и
финансовым правам;
 готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и
защищать эти права в случае их нарушения;

 готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с
финансовыми организации и государственными органами, роли и формы
финансовой жизни семьи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди
метапредметных
результатов
обучения
выделяются
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через
понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с
использованием услуг финансовых организаций;
 разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
 ставить финансовые цели свойственной деятельности;
 формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной
цели практической финансовой деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач, в
том числе:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и практических финансовых задач;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы
решения задач в области личных финансов;
 составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта,
проведение исследования);

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
в том чилсе:
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы, том числе:
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления;
 объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);

 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2. Смысловое чтение:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов; критически оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности;
 владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.

Компетенции финансовой грамотности:
 оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных
видов денег;
 выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной
ситуации; оценивать риски, связанные с использованием различных видов
денег, учитывать их при осуществлении различных финансовых операций;
 оптимизировать расходы семейного бюджета; оценивать семейные и
личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей
семьи;
 совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки
различных вариантов; определять ресурсы, которые могут приносить доход, и
находить способы увеличения доходов семьи; грамотно составлять семейный
бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь;
 находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных
жизненных условиях; оценивать предлагаемые условия найма на работу с
позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
 защищать свои права работника в случае их нарушения;
 выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной
ситуации;
 грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;
формировать план накоплений на финансовую цель;
 выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;
 находить наиболее выгодные способы организации путешествий;
 защищать свои права потребителя финансовых услуг;
 определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;
 оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги,
планирования своевременной уплаты налогов и оформления налогового
вычета;
 определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;
 формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К предметным результатам обучения относятся:
 освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство
финансового сектора и принципы его функционирования в современном
обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый
риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет, правила ведения
семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка,

гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты,
инвестиционные компании, страховые компании, банковский вклад и счёт,
банковская карта, финансовая безопасность, финансовая цель, страхование и
его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий,
накопления и правила их формирования, защита прав потребителя
финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система
государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты,
налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и способы
инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем;
 освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные
финансовые расчёты и использовать финансовую информацию для принятия
решений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Интерактивные
лекции
Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают
1.1
2
1
Деньги и их функции
1.2
2
0
Что делает деньги деньгами
1.3
Какие они, современные деньги
2
0
1.4
2
0
Риски в мире денег
1.5
Современные деньги: что это такое и
2
0
какие риски их сопровождают
Итого по разделу
10

Занятие дискуссии

Практические
работы

1
1
1
1
1

0
1
1
1
1

Раздел 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе
Современная семья и её финансы
Что входит в расходную часть семейного
2.2
бюджета
2.3
Как разумно совершать покупки
Откуда берутся доходы в семейном
2.4
бюджете
Как грамотно составлять семейный
2.5
бюджет
Семейный бюджет: как управлять им в
2.6
современном обществе
Итого по разделу
2.1

2

1

1

0

2

0

1

1

2

1

0

1

2

0

1

1

2

1

0

1

2

1

0

1

12

Раздел 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования
3.1
Источники личного дохода подростка
2
1
0
1
3.2

Как может работать подросток

2

0

1

1

Какие налоги необходимо платить, когда
работаешь
Личный доход подростка: какие
3.4
возможности есть в современном
обществе для его формирования
Итого по разделу
3.3

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3

1

1

1

2

1

0

1

3

1

1

1

34

9

11

14

Занятие дискуссии

Практические
работы

0

0

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Интерактивные
лекции
Раздел 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
4.1
Финансовые организации и их услуги
1
1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Как грамотно выбрать вклад
Как грамотно выбрать банковскую карту
и безопасно ею пользоваться
Как накопить на свою мечту
Как грамотно выбрать страховой
продукт
Как отправиться в путешествие,
минимизируя финансовые затраты
Как защитить свои права потребителя
финансовых услуг

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

Услуги финансовых организаций: что
нужно современному подростка
Итого по разделу
4.8

1

0

0

8

Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения
5.1
Финансы современного государства
1
1
0
Какие налоги платят люди,
5.2
1
0
1
проживающие в России
Как рассчитать размер налогов,
5.3
1
0
0
уплачиваемых жителями страны
Как своевременно уплатить налоги и
5.4
1
0
0
оформить налоговый вычет
Человек и государство: как наладить
5.5
1
0
0
взаимовыгодные финансовые отношения
Итого по разделу

0
0
1
1
1

5

Раздел 6. Современный человек: как инвестировать в себя
6.1
Что такое человеческий капитал
1
Как инвестировать в человеческий
6.2
1
капитал
Современный человек: как
6.3
1
инвестировать в себя
Итого по разделу
3
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

17

6

9

19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.

9.

10.

11.

Наименование
разделов и тем
программы
Деньги и их функции
Практическая работа
«Деньги и их функции»
Что делает деньги
деньгами
Практическая работа
«Что делает деньги
деньгами»
Какие они, современные
деньги
Практическая работа по
теме «Какие они,
современные деньги»
Риски в мире денег
Практическая работа по
теме «Риски в мире
денег»
Современные деньги: что
это такое и какие риски
их сопровождают
Практическая работа по
теме «Современные
деньги: что это такое и
какие риски их
сопровождают»
Современная семья и её
финансы

Количество часов
Всего
Интерактивные
лекции
1
0

Занятие дискуссии
1

Практические
работы
0

Дата изучения

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

04.09 – 08.09
11.09 – 15.09
18.09 – 22.09
25.09 – 29.09

1

0

1

0

1

0

0

1

02.10 – 06.10
09.10 – 13.10

1
1

0
0

1
0

0
1

16.10 – 20.10
23.10 – 27.10

1

0

1

0
06.11 – 10.11

1

0

0

1

13.11 – 17.11

1

0

1

0

20.11 – 24.11

12.
13.

14.

15.
16.
17.

18.

19.

20.

21.

22.

Практическая работа по
теме «Современная семья
и её финансы»
Что входит в расходную
часть семейного бюджета
Практическая работа по
теме «Что входит в
расходную часть
семейного бюджета»
Как разумно совершать
покупки
Практическая работа по
теме «Как разумно
совершать покупки»
Откуда берутся доходы в
семейном бюджете
Практическая работа по
теме «Откуда берутся
доходы в семейном
бюджете»
Как грамотно составлять
семейный бюджет
Практическая работа по
теме «Как грамотно
составлять семейный
бюджет»
Семейный бюджет: как
управлять им в
современном обществе
Практическая работа по
теме «Семейный бюджет:
как управлять им в
современном обществе»

1

0

0

1

27.11 – 01.12

1

0

1

0

04.12 – 08.12

1

0

0

1

11.12 – 15.12

1

1

0

0

18.12 – 22.12

1

0

0

1

25.12 – 29.12

1

0

1

0

09.01 – 12.01

1

0

0

1

15.01 – 19.01

1

1

0

0

22.01 – 26.01

1

0

0

1

29.01 – 02.02

1

1

0

0

05.02 – 09.02

1

0

0

1

12.02 – 16.02

23.
24.
25.
26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Источники личного
дохода подростка
Практическая работа по
теме «Источники личного
дохода подростка»
Как может работать
подросток
Практическая работа по
теме «Как может
работать подросток»
Какие налоги
необходимо платить,
когда работаешь
Практическая работа по
теме «Какие налоги
необходимо платить,
когда работаешь»
Личный доход подростка:
какие возможности есть в
современном обществе
для его формирования
Практическая работа по
теме «Личный доход
подростка: какие
возможности есть в
современном обществе
для его формирования»
Итоговый контроль
знаний «Современные
деньги: что это такое и
какие риски их
сопровождают»
Итоговый контроль
знаний «Семейный

1

1

0

0

19.02 – 22.02

1

0

0

1

26.02 – 01.03

1

0

1

0

04.03 – 07.03

1

0

0

1

11.03 – 15.03

1

0

1

0

18.03 – 22.03

1

0

0

1

01.04 – 05.04

1

0

1

0

08.04 – 12.04

1

0

0

1

15.04 – 19.04

1

0

0

1

22.04 – 26.04

1

0

0

1

02.05 – 03.05

бюджет: как управлять
им в современном
обществе»
Итоговый контроль
знаний «Личный доход
подростка: какие
33.
возможности есть в
современном обществе
для его формирования»
Итоговый контроль
34.
знаний
35. Резерв (1 час)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

1

06.05 – 10.05

1

0

0

1

13.05 – 17.05

1

0

0

1

20.05 – 24.05

35

4

11

20

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
1.
2.

3.

4.

Количество часов
Тема урока
Финансовые организации
и их услуги
Как грамотно выбрать
вклад
Как грамотно выбрать
банковскую карту и
безопасно ею
пользоваться
Как накопить на свою
мечту

Дата изучения

Всего

Интерактивные
лекции

Занятие дискуссии

Практические
работы

1

1

0

0

04.09 – 08.09

1

0

0

1

11.09 – 15.09

1

0

0

1

18.09 – 22.09

1

0

0

1

25.09 – 29.09

5.

6.

7.

8.
9.
10.

11.

12.

13.

14.
15.
16.

Как грамотно выбрать
страховой продукт
Как отправиться в
путешествие,
минимизируя
финансовые затраты
Как защитить свои права
потребителя финансовых
услуг
Услуги финансовых
организаций: что нужно
современному подростка
Финансы современного
государства
Какие налоги платят
люди, проживающие в
России
Как рассчитать размер
налогов, уплачиваемых
жителями страны
Как своевременно
уплатить налоги и
оформить налоговый
вычет
Человек и государство:
как наладить
взаимовыгодные
финансовые отношения
Что такое человеческий
капитал
Как инвестировать в
человеческий капитал
Современный человек:
как инвестировать в себя

1

0

0

1

02.10 – 06.10

1

0

0

1

09.10 – 13.10

1

0

0

1

16.10 – 20.10

1

0

0

1

23.10 – 27.10

1

1

0

0

06.11 – 10.11

1

0

1

0

13.11 – 17.11

1

0

0

1

20.11 – 24.11

1

0

0

1

27.11 – 01.12

1

0

0

1

04.12 – 08.12

1

0

1

0

11.12 – 15.12

1

0

0

1

18.12 – 22.12

1

0

0

1

25.12 – 29.12

17. Практическая работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

0

0

1

17

2

2

13

25.12 – 29.12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в
списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит
обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой
грамотности, а также банк методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов
«Финансы и литература» и «Финансы и математика».
5. URL: http://questigra.ru/finquest — коллекция методических
материалов от компании «Квестигра» по играм-квестам по финансовой
грамотности
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, большая коллекция материалов
Продолжение 46 по финансовой грамотности для населения России.
Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и
молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный
Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по
финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на
разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».

4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед
приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый
футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри, 2016.
3. Гейл К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности,
разработанный в рамках Проекта Минфина России для 8—9 классов (2018).
5. Чумаченко В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко,
В. П. Горяев. — М.: Просвещение, 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».