Финансовая грамотность_8 класс_ЗПР

2.26. Общественно-научные дисциплины. Финансовая грамотность.
Современный мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического
развития составлена с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта, на основании учебной программы по финансовой грамотности для учащихся 8
классов (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 класс общеобразоват. орг. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. Издание подготовлено в рамках совместного проекта
Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации»).
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического
развития по финансовой грамотности для 8-9 классов ориентирована на УМК:
1.Лавренова Е.Б. , Лаврентьева О.Н. Общественно-научные предметы. Финансовая
грамотность. Современный мир: 8-9 классы: учебник/ Лавренова Е.Б. , Лаврентьева О.Н -2-е
изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022 – 208с.
2. Лавренова Е.Б. , Лаврентьева О.Н Общественно-научные предметы. Финансовая
грамотность. Современный мир: 8-9 классы6 методические рекомендации/ учебное пособие
для общеобразовательных организаций / Москва «Просвящение», 2021. – 224С.
3. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.
8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.
4. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВИТА-ПРЕСС,
2014. — 64 c.
Особенности курса Курс «Финансовая грамотность» для 8 классов разработан с
учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают
частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и
распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность
осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также
совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков
ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически
грамотного поведения.
В программе учитываются индивидуальные особенности воспитанников с ЗПР и
специфика усвоения ими учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию
недостатков в знаниях, преодоление трудностей в освоении курса «Общественно – научные
предметы. Финансовая грамотность», оказание помощи и поддержки детям данной
категории. Программа строит обучение детей на основе принципа коррекционноразвивающей направленности учебно-воспитательного процесса. В ходе реализации
программы отводится особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти,
мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
Учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах
благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения
важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение
действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения

школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать,
что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера.
Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных
проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,
чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета
семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников,
представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта
действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с
предыдущими классами).
Программа составлена для обучающихся 8 классов общеобразовательной школы. Сроки
реализации программы с 2022 учебного года по 2023 учебный год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ. ФИНАНОСВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9
классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,
валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми
институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании
своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её
решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов
и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:

• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том
числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную
из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент),
факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями:
• структуре денежной массы;
• структуре доходов населения страны и способах её определения;
• о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
• статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
• б основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
• возможных нормах сбережения;
• способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
• видах страхования;
• видах финансовых рисков;
• способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
• способах определения курса валют и мест обмена;
• способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности воспитанников (достигается реализацией
принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении
учебных задач);
-повышение уровня их умственного развития (приемы анализа, сравнения,
обобщения, навыки группировки и классификации);
-нормализация учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля,
самооценки;
-развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением
ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
-осуществлять психологическую коррекцию поведения ребенка (коррекция
недостатков эмоционально-личностного и социального развития);
-проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного
поведения.

-социально-трудовая адаптация.
Психологические особенности воспитанников с задержкой психического
развития:
-замедленный темп формирования обобщённых знаний,
-интеллектуальная пассивность детей, -повышенная утомляемость в процессе
интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей, намечены пути обучения:
-обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения
нового материала);
-обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих
положений;
-обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на
прямой показ приёмов решения;
-постепенное сокращение помощи со стороны;
-постепенное повышение трудности заданий;
-постоянное внимание мотивационно
- занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных
интересов.
При определении методик обучения особое внимание уделено повышению уровня
интеллектуального развития учащихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного
процесса при работе с детьми с ЗПР является не пассивное приспособление к слабым
сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в
целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
ФИНАНОСВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Общественно – научные предметы. Финансовая грамотность"
изучается в 8 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 35 часов.
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное,
законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и
характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в
практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого
блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового
контроля, презентации учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также
количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения
финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для
реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия
развивающего и текущего контроля знаний.
Реализация программы предполагает применение на занятиях коррекционноразвивающих, информационно-коммуникативных, объяснительно-иллюстративных и
игровых педагогических технологий, способствующих развитию элементарных
мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях
учащихся с задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. (9ч.)
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это повлияет на финансы вашей
семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как
контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его
построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. (6ч.)
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как
осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Модуль З. Риски в мире денег. (6ч.)
Особые жизненные ситуации (ОЖС): рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь,
потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают
финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. (8ч).
Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое
бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть,
размещая сбережения в валюте.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют .(5ч)
Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать ее
достойной.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы
занятий.
Лекция-беседа, которую в 8 классе целесообразно проводить для введения учащихся в
проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс
необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение учащихся к активной деятельности
осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит
формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций,
анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы.
Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может
проходить в следующих формах:
• просмотр документальных и художественных фильмов;
• просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
• рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций;
• встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными
служащими.
Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10—15% всего учебного времени.
Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте
важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных
финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой
работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в
финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на
практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа
финансовой информации.
Таким образом, практикум может быть провёден в следующих
формах:
• поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых
организаций, рейтинговых агентств;
• поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
• разработка индивидуальных или групповых проектов;
• проведение мини-исследований;
• поиск информации для написания эссе;
• составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в
смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в отношения с
финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет подросткам более
уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки
взаимодействия на практике.
В ходе обучения могут быть проведены игры:
• «Управляем денежными средствами семьи».
• «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг».
• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование».
• «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию».
• «Внимание! Финансовые риски».
• «Планируем свой бизнес».
• «Валюты и страны».
• «Налоги и семейный бюджет».
• «Пенсии родителей».
Семинар как форма организации учебного занятия в 8 классах может быть использован для
обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной,
учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных
потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара для 8 классов.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это
обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
В ходе обучения могут быть проведены семинары по следующим темам.
1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег.
2. Чем сегодня обеспечены деньги.
3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги.
4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться.
5. Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для
государства.
6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 1990-ми гг.
7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне,
посёлке).
8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы.
9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую
зарплату в будущем?
10. Можно ли жить в долг или нужно всегда иметь сбережения.
11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет.
12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь,
бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль).
13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие
возможности есть в вашем городе, селе, посёлке).
14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций.
15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных
доходов.
16. Как выбрать наиболее надёжный паевой инвестиционный фонд.
17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей.
18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей.
19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребёнка.

20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на
предприятиях.
21. Как можно сократить безработицу в вашем городе, районе.
22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе.
23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов.
24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье.
25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне.
26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции.
27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах.
28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь,
возможных при участии в финансовой пирамиде.
29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире.
30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой.
31. Чем полезны банковские карты в современной жизни.
32. О чём сегодня нам говорят курсы евро и доллара.
33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства.
34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов.
35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят
налоги.
36. Насколько справедлива единая ставка (13%) подоходного налога в современной России.
37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги.
38. Для чего нужны косвенные налоги.
39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица.
40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии.
41. Какой должна быть справедливая пенсия?
42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин.
Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение
широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8—9, так и 10—11
классов. К такой форме внеклассной работы могут быть привлечены педагоги и администрация
образовательной организации, а также приглашённые эксперты (политики, бизнесмены,
государственные служащие, банковские работники).
Цель занятия — контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при
необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в
интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение
метапредметными умениями);
• устный опрос;
• викторина;
• конкурс;
• творческий отчёт;
• защита проекта;
• защита исследовательской работы;
• написание эссе;
• решение практических задач;
• выполнение тематических заданий.
Педагог может использовать и другие формы организации учебной деятельности.
При письменном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталым
обучающимся изученного материала, овладение им теорией, знание правил и умение применять их на
практике.

При опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель
дифференцированно подходит к возможностям обучающегося, учитывая возможности ребенка тем
самым, вовлекая в активную работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять
их на практике. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания ученика.
Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и контрольных
работ с учетом ЗПР.
Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться учителем чаще. Они
позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний учеником, выявить
затруднения обучающегося, вызванные индивидуальными особенностями.
Текущие контрольные работы проводятся после изучения темы, раздела, в конце триместра, года.
Содержание текущих контрольных работ определяется учителем.
При проведении контрольного урока осуществляется индивидуальный подход к обучающемуся,
который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (степени поражения интеллекта). При
проведении контрольных работ учитель должен напомнить учащемуся, в каких случаях можно
обратиться к нему за помощью
Используется система обозначений типов занятий: Л - лекция-беседа; П- практикум; ЗП - занятие
- презентация учебных достижений; КЗ - контроль знаний; С -самооценка (рефлексия).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».