2.5. Иностранный язык (английский) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 8 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», а также проекта специалных требований в федеральные оразовательные стандарты основноего и среднего образования для детей с задержкой психтческого развития в условиях инклюзивного образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» Предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования. В последние десятилетия наблюдается трансформация взглядов на владение иностранным языком, усиление общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям общества, овладевать новыми компетенциями. Владение иностранным языком обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования. Владение иностранным языком сейчас рассматривается как часть профессии, поэтому он является универсальным предметом, которым стремятся овладеть современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы. Возрастает значимость владения разными иностранными языками как в качестве первого, так и в качество второго. Расширение номенклатуры изучаемых языков соответствует стратегическим интересам России в эпоху постглобализации и многополярного мира. Знание родного языка экономического или политического партнёра обеспечивает более эффективное общение, учитывающее особенности культуры партнёра, что позволяет успешнее решать возникающие проблемы и избегать конфликтов. Естественно, возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения предмету. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и, соответственно, воплощаются в личностных, метапредметных/общеучебных/универсальных и предметных результатах обучения. А иностранные языки признаются средством общения и ценным ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран. На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции: — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); — языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; — компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и др.) и использования современных средств обучения. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» Обязательный учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки» и изучается обязательно со 2-го по 11-ый класс. На изучение иностранного языка в 8 классе отведено 102 учебных часа, по 3 часа в неделю. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции иовладение коммуникативными навыками в соответствии с уровнем А1 согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Процесс формирования иноязычной компетенции и овладения коммуникативными навыками необходимо осуществлять с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В результате изучения предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне основного общего образования обучающиеся с ЗПР овладеют следующими навыками В области речевой компетенции: рецептивные навыки речи: аудирование • реагировать на инструкции учителя на английском языке во время урока; • прогнозировать содержание текста по опорным иллюстрациям перед прослушиванием с последующим соотнесением с услышанной информацией; • понимать тему и факты сообщения; • понимать последовательность событий; • принимать участие в художественной проектной деятельности, выполняя устные инструкции учителя с опорой демонстрацию действия; • использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слухтекстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Допускается звучание записи до 1,5–2 минут при наличии продолжительных серий неречевых фоновых звуков (шумов); чтение • читать изученные слова без анализа звукобуквенного анализа слова с опорой накартинку; • применять элементы звукобуквенного анализа при чтении знакомых слов; • применять элементы слогового анализа односложных знакомых слов путемсоотнесения конкретных согласных и гласных букв с соответствующими звуками; • понимать инструкции к заданиям в учебнике и рабочей тетради; • высказывать предположения о возможном содержании, опираясь на иллюстрациии соотносить прогнозируемую информацию с реальным сюжетом текста; • понимать основное содержание прочитанного текста; • извлекать запрашиваемую информацию; • понимать существенные детали в прочитанном тексте; • восстанавливать последовательность событий; • использовать контекстную языковую догадку для понимания незнакомых слов,похожих по звучанию на слова родного языка; продуктивные навыки речи: говорение диалогическая форма речи: • вести диалог этикетного характера в типичных бытовых и учебных ситуациях; • запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позицииспрашивающего на позицию отвечающего; • обращаться с просьбой и выражать отказ ее выполнить; речевое поведение • соблюдать очередность при обмене репликами в процессе речевоговзаимодействия; • использовать ситуацию речевого общения для понимания общего смыслапроисходящего; • использовать соответствующие речевому этикету изучаемого языка реплики-реакции на приветствие, благодарность, извинение, представление, поздравление; • участвовать в ролевой игре согласно предложенной ситуации для речевоговзаимодействия; монологическая форма речи • составлять краткие рассказы по изучаемой тематике; • составлять голосовые сообщения в соответствии с тематикой изучаемого раздела; • высказывать свое мнение по содержанию прослушанного или прочитанного; • составлять описание картинки; • составлять описание персонажа; • передавать содержание услышанного или прочитанного текста; • составлять и записывать фрагменты для коллективного видео блога; письмо • писать полупечатным шрифтом буквы алфавита английского языка; • выполнять списывание слов и выражений, соблюдая графическую точность; • заполнять пропущенные слова в тексте; • выписывать слова и словосочетания из текста; • дополнять предложения; • подписывать тетрадь, указывать номер класса и школы; • соблюдать пунктуационные правила оформления повествовательного,вопросительного и восклицательного предложения; • составлять описание картины; • составлять электронные письма по изучаемым темам; • составлять презентации по изучаемым темам; фонетический уровень языка владеть следующими произносительными навыками: • произносить слова изучаемого языка доступным для понимания образом; • соблюдать правильное ударение в изученных словах; • оформлять речевой поток с учетом особенностей фонетического членения англоязычной речи (использовать краткие формы, не произносить ударно служебные слова); • корректно реализовывать в речи интонационные конструкции для передачи целивысказывания. В области межкультурной компетенции: использовать в речи и письменных текстах полученную информацию: • о правилах речевого этикета в формулах вежливости; • об организации учебного процесса в Великобритании; • о знаменательных датах и их праздновании; • о досуге в стране изучаемого языка; • об особенностях городской жизни в Великобритании; • о Британской кухне; • о культуре и безопасности поведения в цифровом пространстве; • об известных личностях в России и англоязычных странах; • об особенностях культуры России и страны изучаемого языка; • об известных писателях России и Великобритании; • о культурных стереотипах разных стран