Физическая культура_1 класс_ТНР

1.10. Физическая культура
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по Адаптивной Физической культуре разработана и составлена, в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 №1897, с учетом меж предметных и внутри предметных связей.
Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона №329-Ф3 от
о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации, направленный на физическую
реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания
образования и учитывая потребности детей и родителей, в школе- интернате № 3 для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР), появилась необходимость в занятиях лечебной физической культурой.
Специальные занятия по адаптивной физкультуре (АФК) являются неотъемлемой частью системы
мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе. Методика лечебной
физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных
физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при
различных заболеваниях, комплексы занятий по АФК для детей с ограничениями в здоровье.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю и является компонентом основной адаптивной программы по
физической культуре для 1 класса на 2022 – 2023 учебный год.
Занятия адаптивной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки
физического развития. Наряду с имеющимися тяжелыми нарушениями речи у учащихся школы 5 вида
наблюдаются нарушения физического здоровья и патологические нарушения, требующие специальной,
дополнительной, лечебно – восстановительной работы, направленной на коррекцию недостатков и
нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического
развития.
Эффективное влияние на все без исключения психические функции оказывают систематическое
использование корригирующих и лечебных упражнений. Это доказывать не приходится, в
исследованиях видных психологов: Л.С.Выготского(1956г.), Ж. Пиаже (1956г.) и т.д. показано наличие
прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия,
памяти, мышления и эмоций у таких детей.
Программа по АФК направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на
предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии.
Суть предложенной адаптированной программы по АФК заключается в том, чтобы учесть все
возможные подходы для нивелирования, компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии
младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные,
духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:

ЦЕЛЬ:
Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств АФК физических и психических
способностей школьника с нарушениями в развитии и содействие всестороннему и полноценному их
развитию.

ЗАДАЧИ:

- Повышать физиологическую активность органов и систем организма школьника и предупреждение у
них вторичных отклонений.
- Активизировать иммунную систему.
- Укрепить мышечно-связочный аппарат.
- Формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Коррекция осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия средствами ЛФК.
- Улучшить функционирование дыхательной системы и сердечно-сосудистой.
- Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в пространственные ориентировки.
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
- Укреплять мышечную систему глаза.
- Развивать и совершенствовать психомоторное и сенсорное развитие.

Содержание программы

Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества
подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- упражнения для развития координации;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата;
- специальные упражнения при миопии;
- специальные упражнения для глаз;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Все занятия по АФК проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе и в сенсорной комнате при
соблюдении санитарно- гигиенических требований. Оценка по занятиям АФК не выставляется.
Занятия АФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц
брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов
выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие,
отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве,
точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости,
выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - в процессе обучения и коррекции нарушений, будут использоваться темы,
связанные со специфическими особенностями детей с ТНР с сочетанной патологией. При планировании
и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные
возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины
заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и
дозировке.
Программа предусматривает всестороннеемедико – педагогическое обследование, а также определение
уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.

ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
1.Коррекция и формирование правильной осанки.
2.Формирование мышечного корсета.
3.Укрепление и развитие сердечно-сосудистой системы.
4.Профилактика и коррекция плоскостопия.
5. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
6.Коррекция и развитие сенсорной системы.
7.Развитие точности движений пространственной ориентировки.
8.Развитие координации движений (согласованности макро и микро моторики).
9.Коррекция зрения.

Реализация программы предусматривает диагностическое сопровождение, использование данных
общешкольного материала, мониторинг здоровья. При этом используется тестирование учащихся
(оценка соматического здоровья, антропометрические данные, экскурсии грудной клетки, силовой
выносливости мышц) в конце и начале учебного года. Результаты тестирования заносятся в паспорт
здоровья, который заполняется врачом при обследовании каждого ребенка, а также в карту медикопедагогического обследования.
В результате реализации программы у детей формируется мышечный корсет с увеличением мышечной
массы и силовой выносливости учащихся, улучшается физическое развитие, двигательная подготовка,
оптимизируется психоэмоциональное состояние детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты программы
Обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими
преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться
функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться
жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях,
направленных на укрепление и охрану здоровья. У них будут совершенствоваться основные физические
качества, формироваться правильная осанка и походка. Занятия ЛФК будут способствовать коррекции
движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного передвижения в пространстве,
развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования физического
развития средствами физической культуры.

Обучающийся научится:


Обще предметные навыки:

- понимать роль адаптивной физкультуры для собственного здоровья, развития;
- дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры;
- соблюдать противопоказания к физическим нагрузкам при выполнении упражнений в рамках
адаптивной физкультуры;
- дифференцировать упражнения по видам и назначению;


Базовые навыки:

- выполнять построения и перестроения в шеренге, колонне, круге; равнение в шеренге; расчет в
шеренге и в колонне на первыйвторой; повороты на месте; размыкание и смыкание; виды ходьбы, команды; упражнениям на
скоростные и координационные способности: бег с остановками в определенных точках, бег с
преодолением препятствий, расположенных на одном (постоянном) расстоянии друг от друга;
- выполнять движения руками с увеличением темпа; прыжки в разном ритме, с ноги на ногу по
ориентирам, состоящие из прыжков с
продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами; выполнять
общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища;
основные положения и
движения рук; совместные движения головы и рук, рук и ног, рук и туловища; седы, полуприседания;
прыжки, не противопоказанные для здоровья; движения ног; виды ходьбы и медленный бег;
упражнения в положении стоя, сидя, стоя на коленях;
- выполнять упражнения с предметами: с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой;
- выполнять упражнения, формирующие основные движения (ходьба, бег, подскоки, броски мяча,
лазанье, прыжки);
- выполнять дыхательные упражнения: основные, под счет, на изменение пространственно-временной
характеристики движения, на
восстановление дыхания;
- принимать правильную осанку, исходное, промежуточное, заключительное положение для
выполнения упражнения; согласовывать движения тела с командами, заданным ритмом и темпом;
выполнять движения точно и выразительно.


Адаптивно -корригирующиенавыки:

- выполнять лечебно-корригирующие упражнения;
- выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины;
- выполнять дозированную ходьбу в разном темпе с правильным дыханием;
- выполнять упражнения для осанки и укрепления мышц стопы;
- выполнять упражнения для совершенствования зрительных функций.


Упражнениякоррекционно-развивающейнаправленности:

- самостоятельно выполнять упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость;
- сознательно относится к выполнению движений;
- выполнять упражнения с ходьбой и бегом (с остановкой, с преодолением препятствий); с ускорением
темпа движений руками; выполнять упражнения с прыжками (в разном темпе, разным видам прыжков,
танцевальным движениям с прыжками и др.); свободно передвигаться в замкнутом пространстве на
сигнал, в индивидуальной игре с большим мячом, с мячом в паре; выполнять поочередные движения

руками в основных и заданных направлениях;
выполнять поиск по словесным ориентирам, ходьбу (по памяти, в определенном направлении),
передвижение по бревну, лежащему
на полу;
- выполнять офтальмологические упражнения;
- использовать имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;
- осмысленно дифференцировать подвижные игры и в соответствии с видом игры, организовывать свои
движения, проявлять двигательную активность;
- повышать своё участие в подвижных игр;
- уверенности, способности преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на
свободное, естественное передвижение.


Упражнения на лечебных тренажерах:

- самостоятельно занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения;
- выполнять упражнения на тренажере определенного вида;
- соблюдать физическую нагрузку при выполнении упражнений на тренажере;
- координировать движения при выполнении упражнений на тренажере;
- соблюдать требования к выполнению упражнений на тренажере;
- проявлять волевые усилия.

Формирование УУД в результате овладения курса:
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;
- установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом
выполнения корригирующих
упражнений;
- развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом
развитии и двигательной сфере;
- умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений; контроль правильности
выполнения освоенного движения;
- умение оценивать правильность при выполнении упражнения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению
трудностей выполнения движений;
- активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности,
физической пассивности;
- аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера
двигательных действий, органов
движения и их функций;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их
координации и ритмичности; выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в
зависимости от конкретных условий;
- алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);
- выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от

конкретных условий;
- развитие навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного
выполнения корригирующих
упражнений;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение задавать вопросы уточняющего характера;
- умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства
общения на занятиях АФК.
Содержание курса
Адаптивная физическая культура (теоретические знания).
Занятия лечебной физкультурой и их роль для здоровья человека. Правильное дыхание. Осанка
человека. Подвижные игры, их правила, требования к играющим. Гигиенические навыки занятий
лечебной физкультурой. Занятия на тренажерах.
Общие упражнения.
Строевые упражнения. Подводящие упражнения. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие
упражнения с предметами. Упражнения, формирующие основные движения. Повторение ранее
освоенных упражнений. Подвижные игры. Элементы танца. Дыхательные упражнения. Упражнения для
подвижности глаз.
Лечебно-корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения (для обучающихся 1-ой группы). Упражнения для укрепления мышц
брюшного пресса и спины. Упражнения для формирования мышц стопы (для обучающихся 2-ой
группы). Упражнения для развития подвижности отдельных суставов. Упражнения, повышающие силу
отдельных мышечных групп. Упражнения для совершенствования зрительных функций (для
обучающихся 3-ой группы). Повышение функциональных возможностей организма.
Упражнения коррекционно-развивающей направленности.
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Упражнения на развитие
координационных способностей. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие
ловкости. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения для совершенствования подвижности
глаз и зрительных функций. Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».