Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика_4 класс_ЗПР

1.3.

1.1. Русский язык
1.2. Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
1.4. Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариант 5.1 и 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения АООП ООО составляет 5 лет.
Для обучения по варианту 5.1 и 5.2 зачисляются обучающиеся с
негрубой недостаточностью речевой и/или коммуникативной деятельности
как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде
следующих нарушений:
1) негрубое недоразвитие устной речи, как правило, осложненное
органическим поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки
произношения отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса,
особенно в области абстрактной и терминологической лексики, затруднения в
установлении парадигматических отношений (подбор синонимов, антонимов,
понимание переносного смысла и проч.); неустойчивое использование
сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования
и реализации развернутых устных монологических высказываний, в
результате которых обучающиеся могут не соблюдать 1-2 признака текста (
например, последовательность, тематичность и др.). Кроме того, отмечаются
некоторые проблемы компрессии текста - обучающиеся затрудняются
составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия, часто
«застревают» на деталях, но понимание фактологии и смысла текста
осуществляется в полном объеме. Они способны ответить на смысловые
вопросы, самостоятельно сделать умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой
способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при
сформированности бытовой коммуникации).

Нарушения чтения и/или письма у данного контингента учащихся
проявляются
в
легкой
степени.
Отмечаются
отдельные
устойчивые/неустойчивые ошибки, характер которых определяется ведущим
нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не страдает
или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации
отдельных лексических и / или грамматических единиц и / или целостного
восприятия текста. Самостоятельные письменные работы соответствуют
требованиям ПООП ООО по объему и содержанию.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже
в легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной
неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим
дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым
материалом.
Вариант 5.1 и 5.2 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся в
запинках судорожного характера, не препятствующих эффективной
коммуникации или влияющих на ее эффективность в отдельных ситуациях
общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут
провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует
специального внимания к организации процедур текущего контроля и
аттестации обучающихся.
Нарушения голоса могут быть выражены в легкой степени или средней
степени. При легкой степени отмечаются: незначительное изменение тембра
голоса, заметное, как правило специалисту. Возможна повышенная
утомляемость голоса, монотонность. При нарушениях голоса в средней
степени тяжести наблюдаются следующие проявления: изменения тембра
заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос
слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный. Эти
нарушения не носят функциональный характер, с одной стороны, например,
мутационные изменения голоса, и с другой – обуславливают наличие
психологического
дискомфорта,
отрицательных
переживаний
у
обучающегося, что, в свою очередь, снижает коммуникативную и
познавательную активность обучающегося.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной
помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения основной
образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и
пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов
социально-психологической адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных
направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское). При
составлении программы коррекционной работы выделены следующие
задачи:
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
 определение оптимальных специальных условий для получения
основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их
личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
 разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;
 реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психологомедико-педагогического консилиума образовательной организации
(ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида);
 реализация комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
 осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с
ТНР.

Содержание программы коррекционной работы, наряду с принципами,
описанными в ПООП ООО определяют следующие принципы:
– Принцип единства диагностики и коррекции (отражает целостность
процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе,
логопедической помощи обучающему с ТНР. Это один из основополагающих
принципов, так как эффективность коррекционной работы в большой мере
зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип реализуется
в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы
обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его основании составляется первичное
заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей
работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности
требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе
коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые
коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы
и средства психолого-педагогического воздействия.
– Принцип развития предполагает выделение в процессе
коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в
зоне ближайшего развития обучающегося.
– Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и
развития
обучающихся
предполагает
разработку
специальных
педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или
минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития
обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения
коммуникативных
задач
при
составлении
несложных
монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного
уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
Владение умением проверять написанное.
- Овладение 'учебными действиями с языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре
русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике),
морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи.

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно
ситуации речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Виды речевой деятельности:
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое
овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном
виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное
изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, художников, просмотра
фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте:

Чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших
текстов
и
стихотворений.
Орфографическое
чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Овладение первичными навыками
клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических
средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала
для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
•раздельное написание слов;
•обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
•прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
•знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс:
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение
в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости
согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный;
гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный —

непарный; согласный звонкий - глухой, парный непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных
твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и
буквенного состава в словах типа стол, конь; в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика 4. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?
Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение
имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Начальная форма имени существительного.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Определение
принадлежности
имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён
существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого
слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; По эмоциональной
окраске(интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое
предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении. Предложения распространённые и

нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное
составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или
конце предложения). Сложное предложение (общее представление).
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов);
непроверяемые буквы орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь,
мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек —
замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного
числа (читаешь,
учишь);
•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
•запятая при обращении в предложениях;
•запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации
общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении
с
помощью
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий(ИКТ). Практическое овладение монологической формой речи.
Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему
с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность
частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста
(абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов
и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и
сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и
выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение
— письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать
(аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание
содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию
прослушанного произведения; определение последовательности событий;
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и
темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения
переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание
смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в
нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от
набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли
произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать
по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси

и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды
информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного
списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и
героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста
с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов,
сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с
использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя
произведения с использованием художественно-выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих
героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его
мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа
текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача
основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего
текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе

текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности
событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов
текста: установление причинно-следственных связей, определение главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими
вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как
вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному,
учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность
к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение
слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое
речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование).
Самостоятельное
построение
плана
собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,
антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения , отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие
содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),
использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием
России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного
творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о
животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран).
Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и
других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской
литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших школьников. Книги разных видов:
художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная,
справочно-энциклопедическая
литература,
детские
периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших,
добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение
в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и
осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных
понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик),
сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет,
речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об
особенностях построения разных видов рассказывания: повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание,
различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их
различение). Жанровое разнообразие произведений.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений). Интерпретация текста литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий,
изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин

художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена
года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания
окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее
и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина
возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение
окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между
растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей
с помощью моделей.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о
форме и размерах Земли.
Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения
нашей страны в Космических исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и
океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие
районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты
своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха
с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе.
Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни
человека. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи,
папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение
и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные
и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по
выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Особенности питания разных животных (растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие
животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для
животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—
3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
(в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и
способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная
книга России, её значение, отдельные представители растений и животных.
Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному
наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические
организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их
значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении
тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа
жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.

Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и
фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых,
больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная.
Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи
как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от
природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту.
Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её
потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного
человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и
теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных
традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение
к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба,
игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им
в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги.
Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из
важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение
труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села.
Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее
представление об истории развития транспорта, в том числе об истории
появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда,
разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский
трёхколёсный и др.).
Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: поч та,
телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио,
телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами
массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент
Российской
Федерации
—
глава
государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8
Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей,
День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица
России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.). Города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края,
их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края.
История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет
в истории. Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и
народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история,
история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени,
история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели
различных эпох в истории человечества.
Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному
наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность
каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня
школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах,
основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании
транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения
с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности
при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в
квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде.
Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая
безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей —
нравственный долг каждого человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной
теме, распечатывать её на принтере).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000.
Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел,
знаки сравнения. Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута,
час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами каждой
из величин. Сравнение и упорядочение значений величины. Доля величины
(половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения.
Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и
вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Свойства арифметических действий: переместительное и сочетательное
свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения и
деления относительно сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение
значения числового выражения. Использование свойств арифметических
действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел,
умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и
трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные
действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка
результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы
алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8
⋅ b, c : 2; с двумя переменными вида a + b, а − b, a ⋅ b, c : d (d ≠ 0); вычисление
их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование
буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении
умножения с 1 и 0 (1 ⋅ а = а, 0 ⋅ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений
(подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и
частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами
арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи,
раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения больше на
(в)…, меньше на (в)…. Текстовые задачи, содержащие величины,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь),
расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход
материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество
предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и
продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по
его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в
виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой
записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и
на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху —
внизу, ближе — дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических
фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат,
пятиугольник и т. д.). Виды углов: прямой, острый, тупой. Свойства сторон
прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный,
тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин
сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность
(круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел (куб, пирамида, шар).
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между
единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины
отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление
периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника
(квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади
(квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с
помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом объектов и
измерением величин; анализ и представление информации в разных формах
(таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и
построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и
столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки)
предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и т. д. по
заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма
(плана) поиска информации. Построение простейших логических
высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что…;
если…, то…; все; каждый и др.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».