Окружающий мир_1 класс_ТНР

1.5. Окружающий мир
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 «г» класса разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных
классах общеобразовательной школы. Однако существенным отличием её является
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Учитываются особенности
познавательных процессов данных учащихся:
 наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку
очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;
 низкий познавательный интерес и мотивация;
 нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, затруднения переключения. Нарушения внимания могут сопровождаться
повышенной двигательной и речевой активностью;
 нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности
знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в
пространстве;
 особенности памяти: продуктивность запоминания низкая, лучше развита зрительная и
кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и
закрепление материала, большое количество раздаточного материала, наглядности;
 задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,
связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью.
Количество часов, отведенных на изучение тем, может варьироваться, в зависимости
от усвоения темы детьми.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
 формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи:
 коррекция пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных
для данной категории обучающихся;
 преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая
недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной
ориентировки;
 регуляции поведения.
Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и
реализации дифференцированного подхода в обучении.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета.
Обучение в 1 классе по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию
недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для
дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном
мире. Коррекционно-развивающее значение предмета было показ ано работами С.Г.
Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
 вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не
могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
 задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
 целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
 выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и
явлениях окружающей действительности.
Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному
и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитикосинтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их
неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир»
имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции. Обучаясь в 1
классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений
о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально
приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и
социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания
могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога,
позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте
формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении
программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов
необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в
программе содержание. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на
пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые
нельзя подкрепить чувственным опытом.
Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более
социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется
предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на
уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы,
культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа
жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во
взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой.

Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании.
Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания,
актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху,
внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). В сентябре или октябре необходима экскурсия,
позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику
включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно
проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося,
обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной
организации в той или иной форме проводится праздник осени, соответственно плану работы
ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На
уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии
учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию
несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке.
Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на
дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения
автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в
городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода
улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная
безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной
помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с
электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником,
микроволновой печью.
Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии
способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма,
величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет
обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности
подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок).
Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей,
знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а
также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный
анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.).
Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных
частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа».
Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок,
взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных
представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы
здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также
безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа
и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в
контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема
ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у
детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и
внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему
празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся
с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к
учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие
возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему
урока.
В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в
знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы
зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние
забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание

продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию
мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются
вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения
в природе.
Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются
темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой
Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями
активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике
безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания
ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать
конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных
птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает
в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационносодержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитикосинтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким
образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для
успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение
предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения
знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала,
опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением,
обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в
ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить
кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской
компетентности, преодоления познавательной инактивности.

Место предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока
отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП
длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению
и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых
умений) не позволяют ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета

«Окружающий мир». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель
пытается достичь. В 1 классе желательно достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;
 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;
 осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
 готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;
 личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;
 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах
народного творчества;
 установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
 анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков и классифицировать их;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
 понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
 планировать свои действия в течение урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
 объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
 контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
 формулировать ответы на вопросы;
 высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в ПрАООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего
мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей
среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».