1.5. Окружающий мир Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 «г» класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. Однако существенным отличием её является коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся: наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо; низкий познавательный интерес и мотивация; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, затруднения переключения. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью; нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве; особенности памяти: продуктивность запоминания низкая, лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепление материала, большое количество раздаточного материала, наглядности; задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью. Количество часов, отведенных на изучение тем, может варьироваться, в зависимости от усвоения темы детьми. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи: коррекция пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся; преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки; регуляции поведения. Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета. Обучение в 1 классе по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Коррекционно-развивающее значение предмета было показ ано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют: вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели; задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях; целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления; выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности. Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитикосинтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции. Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые нельзя подкрепить чувственным опытом. Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). В сентябре или октябре необходима экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке. Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью. Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока. В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе. Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п. Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационносодержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитикосинтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности. Место предмета в учебном плане. Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут. Ценностные ориентиры содержания учебного курса. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим Планируемые результаты освоения учебного предмета. Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяют ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Окружающий мир». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достижение обучающимися следующих результатов: Личностные результаты: осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества; установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом. Познавательные УУД позволяют: анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. Регулятивные УУД позволяют: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД позволяют: формулировать ответы на вопросы; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми