ИЗО_4 класс_ТНР

1.7. Изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022-2023 учебный год для
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи 4-го класса разработана в соответствии с
требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на
правоотношения до 1 сентября 2021 года);
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на
правоотношения с 1 сентября 2021 года);
 приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального
общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение
следующих целей:
 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
 освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
 овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.


Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства,
лепки и аппликации;

1



развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а
также постижение роли художника
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления
визуально-пространственных
искусств
на
виды:
изобразительные
искусства,
конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из
трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и
поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую
систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения
того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной
деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и
на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной
жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения
и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность
искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно-эмоциональной культуры.
Место курса в учебном плане
В 4 классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 ч (1ч в неделю, 34
учебных недели).
Логика изложения и содержание программы «Изобразительное искусство» полностью
соответствует авторской программе Неменского Б.М.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается
их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их
эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал.
Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях
русских художников. Эстетика труда и празднества.
2

Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные
постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ,
символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие
древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники
древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы.
Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и
композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании
образа.
Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной
культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль
в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в
предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается
душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам.
Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства
объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином
для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы
в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает
глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт
чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства –
творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ










Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
3













Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в случае неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты














Учащийся научится
формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
формировать основы художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации);
различать
виды
художественной
деятельности:
изобразительной
(живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура),
декоративной (народные и прикладные иды искусства);
владеть основными видами и жанрами пространственно-визуальных искусств;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и
художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
4





компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы
графической грамоты;
навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».