ИЗО_3 класс_ТНР

1.7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработана в соответствии
с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования,
требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на
работу по учебно-методическому комплекту:
1. Изобразительное
искусство.
Искусство
вокруг
нас. 3 класс : учеб. для
общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. :
Просвещение, 2015.
2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 3 класс :
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б.
М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
3. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А.
Неменская [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл. : пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества
в художественной деятельности;
•
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных з а д а ч а х о б у ч е н и я :
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего
предметного мира.
Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной
к у л ь т у р ы . Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и
нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты,
удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда
есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера
Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят
художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера – помощники
учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в
театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной
форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и
жанрами станкового искусства.
Искусство в твоем доме (8 ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника.
В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими,
уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни
служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает
пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления
о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В
итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было
бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается
с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть
чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников БратьевМастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота
старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари,
разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника,
создающего художественный облик города.
Художник и зрелище (11 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие
зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство –
необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы
(плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов
деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной
(изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих
работ детей.
Художник и музей (8 ч)
2

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды
работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он
размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности.
Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем
родного города. Участие художника в организации музея.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного
искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к
минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта
конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств,
с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебнометодическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное
искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира
в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения3.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
3

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной
культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
4

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, – свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».