2.21. Адаптивная физическая культура
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
заключение ПМПК № 259 от 28.04.2018 г. Смешанная парциальная недостаточность высших функций преимущественно когнитивного и
регулярного компонента деятельности, осложненная соматическим заболеванием. Недоразвитие устной и письменной речи. Является
ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Нуждается в особых условиях получения образования, адаптирована для
обучающегося с задержкой психического развития; с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию по учебному предмету физическая культура
для обучающихся 6 классов в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Срок реализации 1 год (2022-2023 учебный год).
Разработку рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.07.2016);
2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред.
изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
6. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре
рабочих программ» № 24/4.11-485 от 08.08.2014 г.;
7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
8. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015
№1529, от 26.01.2016 № 38);
9. Письмо Минобразования Ростовской областиот 31.05.2019 № 24/4.1-7171 «Рекомендации по составлению учебного плана
образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего согласно действующему учебному плану МАОУ СОШ №123 на 2022-2023 учебный год в рамках реализации ФГОС
основного общего образования, рабочая программа для
6 класс предусматривает обучение по физической культуре в объёме 34 учебных недель и 68 часов в год 2 часа в неделю.
Количество часов, отводимое на изучение предмета физическая культура позволяет в полном объёме выполнить государственную
образовательную программу по предмету.
Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.
Цель учебного предмета «Физическая культура» в основной школе-формирование разносторонне физически развитой личности ,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный
процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников к бережному отношению к своему здоровью,
целостному развитию физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Задачи обучения:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучению навыкам и умению в физкультурно - оздоровительном и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной
организации занятия физическими упражнениями.
- воспитания положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.
На уроках в 6 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем
особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику
основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и
нравственных качеств. На уроках физкультуры, учащиеся получают представление о физической культуре личности, о ее взаимосвязи с
основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных
разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники
безопасности и оказании первой помощи при травмах.
Одна из главнейших задач урока - обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве,
быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательной реакции, согласование движений, ритм, равновесие,
равновесие) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих
способностей.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказание бескорыстной помощи своим
сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием
средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с
трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических
качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и
выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряженности во время занятий по развитию
физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных
признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного
исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Ученик 6 класса научиться:
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек.
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
ученик получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения,
объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
ученик получит возможность научиться:
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
ученик научится:
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений.
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений.
ученик получит возможность научиться:
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бег
3.Содержание предмета «Физическая культура»
Раздел «Знание о физической культуре»
Возрождение Олимпийских игр. Зарождение олимпийского движения в России.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Первая помощь при травмах.
Физическая культура человека.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности)
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физическая культурой. Планирование
занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурнооздоровительной деятельностью.
Раздел «Физическое совершенствование»
- Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для
глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
- Организующие команды и приемы.
- Акробатические комбинации
- Опорные прыжки.
- Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) или скамейке.
- Упражнения на гимнастической перекладине
- Упражнения на гимнастических брусьях.
- Висы и упоры.
- Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
-Лазанье по канату и гимнастической стенке.
Легкая атлетика.
- Беговые и прыжковые упражнения.
- Бег на длинные и короткие дистанции, эстафетный бег.
- Кросс по пересеченной местности.
- Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега.
- Метание мяча в мишень, на дальность.
- Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол.
- Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам. Развитие быстроты, выносливости, координации движений.
Волейбол.
- Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам. Развитие быстроты, выносливости, координации движений.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общая физическая подготовка.