Физическая культура_5 класс_ЗПР

2.21. Адаптивная физическая культура
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу адаптированная «Физическая культура» для 5 класса
разработана в соответствии:
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов»
(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012) и обеспечена учебником для
общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение).2014.
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ОВЗ, то предполагаем, в том
числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации образования очень важно,
чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения,
учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих
детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и
социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач
государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической
культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и
формирования потребностей в этих занятиях.
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ОВЗ
Цель программы:
-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей
организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные
физические нагрузки
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и
познавательной деятельности
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в
систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу
жизни.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и
навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности
движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,
плоскостопия).
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого
пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение
самооценки).
1.
2.
3.
4.
5.

1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
2. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии
здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и
возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к
самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к
здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию
физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как
образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации
движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
физические упражнения;
корригирующие упражнения;
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры,
спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
1.
2.
3.
4.

Остановимся на некоторых из них:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы
совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо
многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая
трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом
подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение
безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
 выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем
объединяя их в целое;
 выполнение движения в облегчённых условиях;
 выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных
отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);

использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
 использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
 использование имитационных упражнений,
 подражательные упражнения,
 использование при ходьбе, беге лидера,
 использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при
выполнении движения,
 использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение
мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
 изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и
разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
 изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
 изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость,
направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
 изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение
упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление
действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических
особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических
упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в
процессе занятия.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей.
Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах,
меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических
особенностей детей.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые
двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.Важнейшим требованием проведения урока по адаптированной физической
культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.Понятийная
база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов, в том
числе:Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»(с
изм., Федеральными законами от 04.06.2014 г.№ 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) //
http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014г.№253«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего,среднего общего образования» (в ред. Приказов
Минобр науки России от 08.06.2015 г.№ 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) //
http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014г.) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.№ 30067) // http://www.consultant.ru/;
http://www.garant.ru/Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в МинюстеРоссии 03.03.2011 г. № 19993), (в
ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской


Федерации от 29.06.2011 № 85,Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)
//http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) //http://www.consultant.ru/;
http://www.garant.rLi/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009
г. №729 (ред. от 16.01.2012 г «Об утверждении Федерального компонента государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» // http://www.consultant.ru/Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
Приказ Министерства образования и науки от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в
областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих программы
основного общего и среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».
Методическое письмо МО и Н «Об особенностях преподавания учебного предмета физическая
культура в 2019- 2020 учебном году»
-Об организации специального (коррекционного) образования в школе в 2022-2023 учебном году
Место учебного курса в учебном плане
-Школьный учебный план на 2022-2023 учебный год.
2.Требования к уровню подготовки обучающих
Программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет,
представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и
спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три
учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Программа основного общего
образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических
целей:
 развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
 формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение
навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
 освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни.
На каждом уроке обучение основным двигательным навыкам и умениям сочетается с развитием
физических качеств.
Одно из ведущих требований к уроку физической культуры —двигательная активность,
динамичность, эмоциональность в сочетании с общеобразовательной направленностью. Достижению
этого способствует творческий подход учителя к применению различных форм обучения играм,
физическим упражнениям, к использованию методов и средств, стимулирующих активность и
интерес учащихся: музыкального сопровождения, тренажеров, широкого спортивного инвентаря,
работа с карточками, игры по станциям и т. д.
На уроках необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ. Для этого

необходимо знать данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений, учитывать
уровень физического развития, физической подготовленности школьников.
Оценка по предмету «физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения
учащимися знаний по физической культуре и техникой двигательных действий, а также от
результатов выполнения учебных нормативов.
При оценке успеваемости принимается во внимание принадлежность детей к разным медицинским
группам, особенности конституции тела, уровень физического развития, последствия заболеваний и
др.
При проведении занятий необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы мест
занятий.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:
Знать/понимать
 роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации
активного отдыха и профилактики вредных привычек;
 основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
 способы закаливания организма и основные приемы само массажа;
Уметь








составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с
учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации),
технические действия спортивных игр;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических
качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и
физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью,
контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для
 проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и
коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
 включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является
освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая
культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования
у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции)
выражаются в мета предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в
разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая
культура».
Универсальными компетенциями учащихся образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в
достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности.
В соответствии со структурой двигательной деятельности предмет включает в себя три основных
учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),
«Способы двигательной деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое
совершенствование» (процессуально- мотивационный компонент деятельности).
3.Содержание учебного предмета
5 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры
Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия)
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям
физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники
движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Легкая атлетика (39 часов)
Беговые упражнения:
низкий старт до 30 м;
- от 70 до 80 м;
- до 70 м.
- бег на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 20 минут;
- кроссовый бег; бег на 2000м (мальчики) и 1500 м (девочки).
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 11-13 шагов разбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) (девушки с расстояния 1214 м, юноши - до 16 м)
- метание малого мяча на дальность;
- броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (30 часов)
Баскетбол
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка,
поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления
движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением
защитника;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;

- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
-броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления
защитника. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м;
- то же с пассивным противодействием;
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- передача мяча над собой, во встречных колоннах.
-отбивание кулаком через сетку.
- игра по упрощенным правилам волейбола.
Гимнастика с основами акробатики (21 час)
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
-команда "Прямо!";
-повороты в движении направо, налево.
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка
на голове и руках.
Акробатическая комбинация: и.п.: основная стойка. Упор присев - кувырок назад в упор стоя ноги
врозь - стойка на голове и руках - кувырок вперед со стойки - длинный кувырок вперед - встать, руки
в стороны.
Девочки: "мост" и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.
Акробатическая комбинация: Равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно - кувырок назад мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев - перекат назад - стойка на
лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с поворотом на
360 °
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги(козел в длину, высота 115см).
Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на
коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики)
Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад в сед
ноги врозь; подъём завесом вне.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики: из упора на предплечьях - подъём махом вперед в сед ноги врозь - перемах внутрь - соскок
махом назад.
Девочки:
- из виса стоя на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись на нижней жерди с
опорой ступнями о верхнюю жердь - махом одной и толчком другой ноги переворот в упор на
нижнюю жердь - махом назад соскок с поворотом на 90 °
Размахивание изгибами в висе на верхней жерди - вис лёжа на нижней жерди - сед боком соскок с
поворотом на 90
Элементы единоборства 9 часов
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (15 часов)
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот
"плугом". Прохождение дистанции 4,5 км. Игры "Гонки с выбыванием", "Как по часам", "Биатлон"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».