Технология_5 класс_ЗПР

2.19. Технология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология мальчики» для
учащихся с задержкой психического развития составлена на основании авторской программы по
технологии 5 класс В.Д. Симоненко, примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с ЗПР.
У учащихся с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками) уровень восприятия. Это проявляется в необходимости более
длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности,
фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов,
находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества
этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. В качестве наиболее характерных для
детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность,
низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и
концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания
осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей
значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания
обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и
умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Цель изучения предмета:
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего
образования являются:
обеспечение
понимания
обучающимися
сущности
современных
материальных,
информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе
включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно
или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами пользования
распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко
применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных
достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения
обучающимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных
планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
На уроках технологии выполняются следующие задачи обучения:

Дать необходимый минимум знаний об элементах машиноведения, технологии обработки ткани
и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

Прививать знания и умения по ведению домашнего хозяйства;

Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, чувство коллективизма, человечности,
милосердия, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;


Развивать эстетическое чувство и художественную инициативу учащегося;, интерес и
творческие способности;
Формировать:
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность,
планировать и организовывать свою деятельность;
способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные
сведения, применять их для расширения своих знаний;
умение работать в группе: устанавливать рабочие взаимоотношения, разрешать конфликты.
Эффективное усвоение учебного материала по технологии возможно при решении специфических
задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих
коррекционную направленность урока.
Коррекционные задачи:

Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся, повышение
познавательной активности.

Коррекционная направленность обучения предполагает работу по укреплению мелкой моторики
рук, по развитию координации и дифференциации движений пальцев, что способствует
совершенствованию операционного компонента трудовой деятельности, включающего в себя
двигательные трудовые приемы и операции.

Индивидуальная коррекция недостатков психофизического развития.

Охрана здоровья учащихся, предупреждение психофизических перегрузок, создание на уроках
психологического комфорта, обеспечение положительных результатов при изготовлении изделий.
В процессе обучения технологии должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой
сферы учащихся, происходить формирование таких личностных качеств как: наблюдательность,
целенаправленность, самостоятельность. Для этого на уроках значительное внимание уделяется
развитию интересов учащихся в плане трудовой деятельности и их профессиональной самоориентации.
Школьное образование по технологии ориентировано на воспитание всесторонне развитого человека,
имеющего представление о мире профессий на современном рынке труда. В процессе обучения
вырабатывается умение формулировать свои профессиональные предпочтения, бережное отношение к
национальной культуре, традициям при знакомстве с кухнями народов мира, с видами декоративноприкладного искусства.
Специфика контингента:
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 6 класса и
специфики классного коллектива. В классе имеются дети, которые отличаются крайне медленным
темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу,
стесняются давать ответы в устной форме. В работе с этими детьми будет применяться
индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным
особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать
их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость
внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение,
выделение главного), плохая память.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций
будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение
национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально-положительное принятие своей
этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих
технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам). Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практикоориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории
(понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления
учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и
технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра универсальных
учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям
способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов; • выявление потребностей,
проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение
цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда;
коммуникативные УУД:

умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать
учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

владение речью;

регулятивные УУД:

целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; • самоорганизация
учебной
деятельности
(целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
самоконтроль,
самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

саморегуляция. Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность
следующих умений:

осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области
оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов
труда;

разрабатывать и оформлять интерьер жилого помещения, интерьер с комнатными растениями в
интерьере;

работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить
первичную и тепловую кулинарную обработку рыбы, мяса, птицы, готовить первые блюда,
сервировать стол к обеду;

заменять машинную иглу, устранять дефекты машинной строчки, использовать
приспособления к швейной машине;

выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: обтачной и обтачной в кант;


читать и строить чертеж плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом, снимать
мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к
раскрою;

подготавливать ткань к раскрою, пере- носить контурные и контрольные линии на ткань,
выполнять раскрой изделия, об- работку горловины, застежки, обрабатывать боковые срезы обтачным
швом, определять качество готового изделия;

подготавливать материалы и инструменты для вязания крючком и спицами, читать условные
обозначения, схемы узоров для вязания крючком и спицами, вязать изделие крючком и спицами.
Формы организации учебного процесса:
1.Формы обучения

уроки изучения нового учебного материала

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования
умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

уроки обобщения и систематизации

комбинированные уроки

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
3.Виды деятельности учащихся на уроке со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.
виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
виды деятельности с практической (опытной) основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Выполнение лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Сборка изделий и предметов из готовых деталей и конструкций.

Выявление и устранение неисправностей в работе.

Выполнение заданий по усовершенствованию технологий.

Проведение исследовательского эксперимента.

Моделирование и конструирование.

Кооперативная деятельность обучающихся.

Коллективное творчество.
4. Формы текущего контроля успеваемости:

фронтальная беседа;

устный и письменный опрос;

тестовые задания;


работа с карточками

практическая работа
5 .Формы промежуточной аттестации:
тестовые задания;
самостоятельная практическая работа;
лабораторная работа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных
курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных
траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса
технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к
его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на
протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение
технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых
для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на
когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой
схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае
возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об
универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения
реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания
уникальных изделий народного творчества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения
алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики
передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы.
Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые
модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых
продуктов»Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и
материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных
материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и
проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические
наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные
соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с
древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной.
Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной
революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения
баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и
процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право
другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной
деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии:
этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,
технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов
из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую
ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных
изделий;

строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием
для конструирования новых материалов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».