2.1. Русский язык ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку (далее АРП) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего об- разования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по рус- скому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение, 2022 г.) с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра- тегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить программу по рус- скому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словар- ным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обуче- нии является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с тру- дом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными уме- ниями. Однако в настоящее время школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуника- тивной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать получен- ные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятель- ности. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучают- ся таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отраба- тываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической дея- тельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа составлена с учетом то- го, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки уча- щихся с ЗПР. Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ЗПР заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик сможет: – овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС; – получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические умения и навыки; – освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно- ком- муникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной; – самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее ре- зультаты, осознавать сферы своих интересов. Программа предмета «Русский язык» рассчитана на 5 лет. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 662 часа со следующим распределе- нием часов по классам: 5 класс - 175 часов; 6 класс – 175 часов; 7 класс – 105 часов; 8 класс – 105 часов, 9 класс – 102 часа Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. Задачи преподавания русского языка В 5 классе решаются те же задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале: закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; развивать речь учащихся, обогащать её словарь; воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Специальная задача коррекции речи и мышления детей с ЗПР является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Обучение построено на принципах - принцип коррекционной направленности в обучении, - принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, - принцип научности и доступности обучения, - принцип систематичности и последовательности в обучении, - принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Основные направления коррекционной работы коррегировать артикуляционный аппарат. расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся. развивать устную и письменную речь, владение техникой устной и письменной речи; корригировать слуховое и зрительное восприятие. формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму, образцу, и пр., развивать познавательные процессы. корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках. Коммуникативно-речевая направленность обучения детей с ЗПР делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (V класс, русский язык) В процессе изучения грамматики и правописания в 5 классе у детей с ЗПР развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся, с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. На уроках русского языка сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста. Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса. Данная программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. На уроках русского языка в 5 классе может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Формы организации учебного процесса Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Типы уроков: - урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний; - урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению знаний; - урок обобщения и систематизации знаний (повторительно - обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему; - урок контроля, оценки и коррекции знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками; - комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи; - нестандартный урок (викторина, игра и др.). Методы урока: - словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; - практические – упражнения, карточки, тесты. Формы работы Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 6 классе – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Межпредметные связи Чтение и развитие речи. Составление предложений на основе изученных художественных литературных произведений, картин и пр. Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике, номера упражнений. Изобразительное искусство. Различение цвета при выполнении звуко - буквенного анализа слов. Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами. Трудовое обучение. Составление предложений по сюжетным картинкам, при словарной работе с использованием специальной терминологии, знаний трудовых операций и пр. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: – личностным; – метапредметным; – предметным. В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Русский язык». Таблица 1 Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса Планируемые результаты Личностные Метапредметные 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей• роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в •процессе получения школьного образования; • • • • • • 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запа- са и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели пред- стоящей учебной деятельности, последова- тельность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушан- ный или прочитанный текст с разной степе- нью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого об- щения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Русский язык». Таблица 2 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса Предметные Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Речь и речевое общение * использовать различные виды монолога • (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в • ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в • типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологиче- ской и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Общие сведения о языке • характеризовать основные социальные • опознавать основные выразительные средфункции русского языка в России и мире, ства фонетики (звукопись); место русского языка среди славянских • выразительно читать прозаические и поэязыков, роль старославянского (церковно- тические тексты; славянского) языка в развитии русского • извлекать необходимую информацию из языка;литературного языка; мультимедийных орфоэпических • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать еѐ в орфоэпических словарей и справочников; различных видах деятельности. использовать еѐ в различных видах деятельности. Язык и культура • выявлять единицы языка с национально-• культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических• текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать • историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля),участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, раз- влекательной, убеждающей речью. Правописание: орфография и пунктуация • соблюдать орфографические и пунктуаци-• демонстрировать роль орфографии и онные нормы в процессе письма (в объёме пунктуации в передаче смысловой стороны содержания курса); речи; • объяснять выбор написания в устной фор- ме• извлекать необходимую информацию из (рассуждение) и письменной форме (с мультимедийных орфографических словапомощью графических символов); рей и справочников по правописанию; ис• обнаруживать и исправлять орфографиче- пользовать эту информацию в процессе ские и пунктуационные ошибки; письма. • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма. Морфемика и словообразование * делить слова на морфемы на основе• смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексиче- ского значения слова. Лексика и фразеология • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лекси- • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. ческих словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Морфология • опознавать самостоятельные (знамена- • анализировать синонимические средства тельные) части речи и их формы; служеб- морфологии; ные части речи; • различать грамматические омонимы; • анализировать слово с точки зрения его • опознавать основные выразительные средпринадлежности к той или иной части речи; ства морфологии в публицистической и ху• употреблять формы слов различных ча- дожественной речи и оценивать их; объясстей речи в соответствии с нормами совре- нять особенности употребления морфоломенного русского литературного языка; гических средств в текстах научного и офи• применять морфологические знания и циально-делового стилей речи; умения в практике правописания, в различ- • извлекать необходимую информацию из ных видах анализа; словарей грамматических трудностей, в том • распознавать явления грамматической числе мультимедийных; использовать эту омонимии, существенные для решения ор- информацию в различных видах деятельнофографических и пунктуационных задач. сти. Синтаксис • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. 2. Содержание программы по русскому языку 5 класс, 175 (133+42) часов На изучение русского языка в учебном плане отведено 133 часа + 42 часа (внутрипредметный модуль «Культура родного языка»), всего – 175 часов в год. Язык и общение (1+1 час) Введение. Язык и человек. Общение устное и письменное. ВПМ Стили речи. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Повторение изученного в 1-4 классах (23+3 часа) Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительный Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Глагол как часть речи. Написание –тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Местоимение. ВПМ. Развитие речи. Что мы знаем о тексте. Тема текста. Основная мысль текста. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом. Развитие речи. Обучающее изложение. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25+3 часа) Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Разбор словосочетания. Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения (с двумя главными членами). Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами, связанными союзами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи. ВПМ Обобщающие слова при однородных членах предложения. Решение практических задач. Развитие речи. Письмо как одна из разновидностей текста. Развитие речи. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога. Комплексный анализ текста. Развитие речи. Сжатое изложение Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (7+5 часов) Звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слова. ВПМ Развитие речи. Подготовка к подробному изложению повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»). Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит. Развитие речи. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. Развитие речи. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица» Лексика. Культура речи (8+4 часа) Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Развитие речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». ВПМ Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Лексическое значение слова. Работа со словарями. Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»). Проектная деятельность по теме «Лексика» Морфемика. Орфография. Культура речи (17+7 часов) Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова, его назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове. Приставка, её назначение в слове. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-. Буквы Е-О после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. ВПМ Развитие речи. Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письмаповествования. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Обучающее выборочное изложение с изменением лица. Правописание корней с чередованием. Решение практических задач. Комплексный анализ текста. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Морфология. Орфография. Культура речи (46+18 часов) Имя существительное (14+6 часов) Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Род имён существительных. Имена существительные, кото- рые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Множественное число имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. ВПМ Этимология. Исконно русские слова, их признаки. Заимствованные слова из греческого и латинского. Заимствования из тюркских языков. Заимствования из европейских языков. Новейшие заимствования. Работа с этимологическим словарём. Защита проектов по этимологии. Развитие речи. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»). Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Имя прилагательное (10+4 часа) Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного. ВПМ Комплексный анализ текста. Развитие речи. Описание животного на основе изображённого. Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»). Обуча- ющее сочинение «Как я испугался». Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-описания животного. Сочинение с опи- санием животного в рассказе (по плану) (А. Куприн «Ю-ю») Глагол (22+8 часов) Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ). Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение). Виды глагола. Совершенный и несо- вершенный вид глагола. Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стелстил). Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен. ВПМ Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему посло- вицы. Ономастика. Значение имён собственных – имён людей. Значение и происхож- дение фамилий. Значение и происхождение названий городов, посёлков, сёл и деревень. Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе. Составление описаний и диалогов с ис- пользованием глаголов настоящего времени. Работа над проектами по ономастике Развитие речи. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»). Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7+1 час)