Родной русский язык_6 класс_ЗПР

2.3. Родной язык (русский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса составлена на основе
следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
2.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
3.
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
4.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 “О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)
Обучение осуществляется по учебнику: Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/
О.М. Александрова и др..- Просвещение, 2019.
Учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по родному русскому
языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных
школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе,
сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены
фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при
обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы
умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако коррекционная школа призвана создать
образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по
родному русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и
культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего
образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются
дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на
существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается
школьниками в результате практической деятельности.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются
многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками,
а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности
самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные
орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР. Значимость данной Программы заключается в углублении
лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения учащихся с ЗПР; в
формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии
навыков активных речевых действий и риторических способностей, логического мышления.
Принципы, на которых базируется программа
− учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;
−
уважение
к
результатам
деятельности
обучающихся
в
сочетании с разумной требовательностью;
− комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов
освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»:
− вариативность содержания и форм проведения занятий;
− научность, связь теории и практики;
− преемственность;
− наглядность;
− систематичность и последовательность;
− прочность полученных знаний;
− активность и сознательность обучения;
В процессе обучения по данной программе ученик сможет:
− овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;
− получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические умения и навыки;
− освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационнокоммуникативной деятельности: передавать
содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания,
составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной.
− корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с
нормами русского литературного языка.
− самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся с ЗПР. Программа
создает условия для реализации деятельностного и разноуровневого подходов к изучению русского языка в школе.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 6 классе
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение
задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной
деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной
речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников,
способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать
свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию
для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать
последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе
образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение
базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Родной (русский) язык»
6 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского
языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о
диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию
о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование
диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере
употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во
фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и
т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и
ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм;
заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное
ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего
времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы:
баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение
русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок,
гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч.
существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚

порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию»,
стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм
множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в
краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение
вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого
этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное
отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные
нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения.
Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание,
пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение
учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговый урок
Программа рассчитана на 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».