Музыка_6-7 классы_ЗПР

2.17. Музыка
Пояснительная записка
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства,
она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной
стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень
психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира,
интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение
имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,
позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в
предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение
приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом
виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только
через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности, особенно обучающегося
с ЗПР, является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий,
обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении
с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким
образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
1

эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы
ценностей.
Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область
«Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному
воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно
выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и
миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации
обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР
творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение
воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы.
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего
образования должно обеспечить формирование основ музыкальной
культуры и грамотности как части общей и духовной культуры
обучающихся, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а
также способности к сопереживанию произведениям искусства через
различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для
обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебнопознавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в
целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо
неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности
и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
овладение программным материалом. Слабая произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с
ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках
музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна удовлетворительная
обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от
уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а
также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в
образовательном процессе используются специальные приемы,
позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в
развитии обучающихся.
Особое внимание уделяется формированию
жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к
духовной составляющей предмета у них формируются устойчивые
нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы
и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего
2

уровня культурного развития обучающегося с ЗПР, его социальной
адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку
жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора
обучающихся; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности с опорой на
специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному
восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР
потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Программа содержит перечень музыкальных произведений,
используемых для обеспечения достижения образовательных результатов,
рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и
теоретический материал модулей, связанных с народным музыкальным
творчеством, может быть дополнен регионально-национальным
компонентом.
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для
эстетического развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся
с ЗПР и в то же время обнаруживает существенный коррекционный
потенциал. В процессе обучения учитываются особенности развития
обучающихся с ЗПР, препятствующие освоению учебного предмета.
Снижение развития понятийно- абстрактного мышления затрудняет у
обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального
произведения и его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в
то время как простые воспринимаются легче.
3

Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности
осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных
инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы
влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его
эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в
различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого
композитором характера музыкального произведения. Ограниченный
словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых
чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная
память обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять
запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей
терминологией.
Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает
включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания,
ассоциативно- образного мышления, чувства ритма. Для преодоления
трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» необходим подбор
эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала,
дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического
материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение
любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по
разъяснению новых терминов и пополнению словаря.
Особое значение
следует уделять обеспечению эмоциональной привлекательности занятий.
Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся с ЗПР
определяется стратегией организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение
инициативы обучающегося с ЗПР включаться в музыкально-творческую
деятельность класса и образовательной организации, внимание и уважение к
музыкальным увлечениям учащихся.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и
воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада
искусства в образование и воспитание делает неприменимыми
критерии утилитарности.
Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в
отношении обучающихся с ЗПР является расширение их
музыкальных интересов, обеспечение интеллектуально-творческого
развития, развитие активного познавательного поиска в сфере
искусства, стимулирование самостоятельности в освоении различных
4

учебных действий.
Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением
следующих задач:
 формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как
неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение
музыкальной картины мира;
 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством
своего народа и разных народов мира, классическим и
современным музыкальным наследием, эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
 развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого
потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных
способностей;
 развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной
деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха,
ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
 освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального
искусства, специфики его выразительных средств и
музыкального языка, интонационно-образной природы и
взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
 развитие творческих способностей учащихся, овладение
художественно- практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально- творческой деятельности
(слушание музыки, пение, музыкально- пластическое движение,
драматизации музыкальных произведений, музыкальнотворческой практике с применением информационнокоммуникативных технологий);
 передача положительного духовного опыта поколений,
сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее
полном виде;
 коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с
ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих
эмоций через восприятие музыкальных произведений,
переживание и осознание своих чувств через проживание
музыкального образа;
 коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного
5

мышления посредством заучивания музыкального материала и
текстов песен, понимания средств музыкальной
выразительности;
Программа составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный под ход к
очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных
тем, форм и методов освоения содержания.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по музыке
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных
приемов, то у обучающегося возникает интерес к художественной деятельности
вообще и музыке в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма.
Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими
участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогомпсихологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). Они помогут
определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в
образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с
образовательными потребностями каждого ученика.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем- логопедом,
поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому
дыханию и артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете
психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к
обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной
регуляции деятельности и поведения.
Учителю музыки следует придерживаться приведенных ниже общих
рекомендаций:
 следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять
его на протяжении нескольких занятий;
 при введении новых терминов следует использовать визуальную опору,
учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать
их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных
6

карточек) при употреблении или использовании терминологии;
 следует производить отбор музыкального материала с позиции его
доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень;
 следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий,
мотивировать учащихся к изучению предмета;
 необходимо обращать внимание на общее состояние подростка,
осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему
заданий.
Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель
постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым
учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого материала
посредством установления обратной связи; разъяснял пользу изучаемого
материала, связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний
в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока.
В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит
модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся
формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в
художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной
музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества
крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных
инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях,
приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных
произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной
классики, образцов народного музыкального творчества, произведений
современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при
сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,
различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и
оркестра.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Музыка»
Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются:
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкальнопластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Примерная
тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим
7

материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная работа по введению
в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые
термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего
курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
6 КЛАСС
Содержание предмета за курс 6 класса включает модули:
Модуль№ 1 «Музыка моего края»
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские
песни, плачи-причитания.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты;
картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных
исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного
творчества на интонационном уровне.
Музыкальный образ (лирический, драматический, героический, романтический,
эпический). Образы романсов и песен русских композиторов (М. Матвеев.
«Матушка, матушка, что во поле пыльно», «Красный сарафан»). Портрет в
музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
8

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение
европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов/
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных
ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг
основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и
гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л.
ван Бетховена. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального
произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примеретворчества Л.
ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм(круг основных
образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны,
домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством,
появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских
интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение
нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись,
партесное пение). Народное искусство Древней Руси (знаменный распев,крюки).
Молитва. Русская духовная музыка (В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской», В.
Гаврилина Симфония «Перезвоны», М. Березовский Хоровой концерт «Не
отвержи мене во время старости», П. Чесноков. «Да исправится молитва моя»).
Образы скорби и печали в искусстве (Дж. Перголези «Stabat mater»).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный
концерт, реквием. Небесное и земное в музыке И.С. Баха.
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса,
православная литургия, всенощное бдение.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный
принцип развития. Инструментальный концерт (А. Вивальди.
«Времена года» («Весна», «Зима»). Жанры вокальной (в том числе песня, романс,
ария, вокальный цикл) и театральной музыки (в том числе опера, балет,мюзикл и
оперетта). Авторская песня: прошлое и настоящее.
Построение и развитие музыки (Ф. Шопен. Полонез (ля мажор), Ноктюрн фа
9

минор).
Интонационно-образный анализ музыкального произведения. Образы
симфонической музыки. (Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт»,
Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»).
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван
Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы (К. Орф.
Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана»). Мир
старинной песни (Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная
мельничиха» («В путь»), «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л.
Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван
Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы (К. Орф.
Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана»). Мир
старинной песни (Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная
мельничиха» («В путь»), «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л.
Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере
творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Современные постановки в
жанре мюзикла на российской сцене. Стили, направления и жанрысовременной
музыки (Ч. Айвз. «Космический пейзаж», Э. Артемьев.
«Мозаика»). Джаз – искусство XX века (Негритянский спиричуэл, «Любимый
мой» сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской, Л. Армстронг «Блюз Западной
окраины»). Мир музыкального театра. Вечные темы искусства и жизни (Л.
Бернстайн, Мюзикл «Вестсайдская история»). Образы киномузыки (И.
Дунаевский Марш из к/ф «Веселые ребята» сл. В. Лебедева-Кумача, Ф. Лей
«История любви»).
7 КЛАСС
Содержание предмета за курс 7 класса включает модули:
Модуль№ 1 «Музыка моего края»
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн
республики, города (при наличии). Земляки – композиторы,
исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
10

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Африканская музыка – стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры американской
музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций
и ритмов различного происхождения.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального
развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических
приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К.
Дебюсси, А. Шёнберга и др.) Жанры западно-европейской музыки
– месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия до
мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по
Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль
минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave Maria»,
В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения музыки (Й.
Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт «Маленькая ночная
серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7, Соната № 8
(«Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23 («Аппассионата»).
Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония, концерт,
сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40, Соната
№ 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах Итальянский
концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская».
Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И.Штраус
«Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор).
Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская рапсодия
№ 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2 для скрипки
соло.).
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений
композиторов
—
членов
«Могучей
кучки», С. С. Прокофьева, Г. В.
Свиридова и др.).
Мировая слава русского
балета.
Творчество
композиторов (П. И.
Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров,
11

артистов балета. Дягилевские сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган,
М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке,Э.
Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А.
Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера
«Орфей и Эвридика»).
Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков.
Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная музыка –
знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный распев,
П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8),
«Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»).
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,действия,
антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и
сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк. Опера
«Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»). Два
направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт
Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст.
И. Гете), «Ave Maria»).
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры
фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на
примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-нролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст
массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский.Марш из к/ф
«Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»).
Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и
частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер Рокопера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р.
Рождественского («Наши дети», «Помните!»).
12

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальноетворчество
в условиях цифровой среды.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения
учебного предмета «Музыка» проводится в форме текущего и тематического
контроля в виде: наблюдения, самостоятельной работы, работы по карточке,
тестов, музыкальных викторин, участия в концертной деятельности.
Для обучающихся с ЗПР следует предусмотреть:
- учет трудностей вербализации выражения своих чувств и переживаний,
для этого следует проводить дополнительную разъяснительную словарную
работу, предоставлять опорные схемы речевых высказываний;
- возможность использования обучающимися с ЗПР справочных
материалов, визуальных и смысловых опор;
- адаптацию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР
контрольно-измерительных материалов и способов тематического контроля
(упрощение формулировок инструкций, разъяснение инструкции, расстановка
ударений в редко употребляемых словах и др.).
6 класс
1 четверть: Музыкальная викторина «Музыка народов мира» (с
использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности.
2 четверть: Музыкальная викторина «Русская классическая музыка XIX
века», тест ««Музыкальные эпохи (барокко, классицизм, романтизм)» (с
использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности.
3 четверть: Тест и музыкальная викторина по теме: «Музыкальное
искусство Древней Руси» (может выполняться с использованием справочной
информации). Участие в концертной деятельности.
4 четверть. Тест по теме: «Музыкальные стили XX века» (с
использованием справочной информации).
7 класс
1 четверть: Музыкальная викторина «Стили и жанры фольклорной
музыки американского континента» (с использованием справочной
информации).
2 четверть: Тесты по темам: «Жанры западно-европейской музыки»
«Русская музыка XX века» (может выполняться с использованием справочной
информации).
3 четверть: Музыкальная викторина «Светская и духовная музыка» (с
использованием справочной информации).
4 четверть. «Стили, направления, жанры современной музыки» (может
выполняться с использованием справочной информации).
13

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном
искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских
композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- тпонимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;
- установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической
музыки;
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря
музыкальному воздействию;
- способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом,
волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности,
склонности и интересы;
- освоение культурных форм выражения своих чувств;
- умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
- применять знаки и символы для решения учебных задач (владение
элементарной нотной грамотой);
- аргументировать свою позицию, мнение;
14

- с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы
по результатам прослушивания музыкальных произведений.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных
произведений;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности.
анализировать причины эмоций;
- регулировать способ выражения эмоций.
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право
на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся с ЗПР
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во
всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст
своей жизни.
Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление;
15

- имеют представление об отечественных мастерах музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего
народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в
исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за
сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего
народа);
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
6 класс
Обучающиеся с ЗПР:
- научатся определять характер музыкальных образов (лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
- будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические
жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор);
- смогут различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и
театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта);
- смогут
выявлять
общее
и
особенное при сравнении
музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной
природе музыки;
- научатся понимать жизненно-образное
содержаниемузыкальных
произведений разных жанров;
- научатся различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений с помощью педагога;
- научатся производить интонационно-образный анализ музыкального
произведения с использованием справочной информации;
- будут иметь представление об основном принципе построения и развития
музыки;
- будут иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
- будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки,
направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
16

- смогут приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной
классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с
использованием справочной информации;
- научатся определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических,
современных электронных; духовых, струнных, ударных);
- научатся различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских
народных инструментов, эстрадно-джазовый;
- научатся определять стили, направления и жанры современной музыки с
использованием справочной информации;
- научатся исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая
певческую культуру звука;
- научатся определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической
музыкальной школы с использованием справочной информации;
- будут иметь представление о характерных чертах и образцах творчества
крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- будут иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- научатся понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- научатся различать средства выразительности разных видов искусств; будут
иметь представление о терминах и понятиях (в том числе
музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной
выразительности);
- научатся применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при
пении с музыкальным сопровождением;
- научатся узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
7 класс
Обучающиеся с ЗПР:
- научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и
театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта),
симфонической музыки;
- смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и т.п.) с
использованием справочной информации;

17

- будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная
музыка, знаменный распев);
- научатся различать особенности тембрового звучания различных певческих
голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских,
смешанных);
- будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по визуальной
опоре;
- научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
- научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в том
числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с
использованием справочной информации;
- научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
- научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с
использованием справочной информации;
- научатся понимать существование в музыкальном произведении основной идеи,
иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения;
- научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов с использованием справочной информации;
- научатся перечислять характерные признаки современной популярной,
джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
- научатся эмоционально-образно воспринимать
музыкальные произведения;
будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- будут иметь представление об интерпретации классической музыки в
современных обработках;
- научатся определять характерные признаки современной популярной музыки с
использованием справочной информации;
- научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок- оперы,
рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
- научатся творчески интерпретировать
содержаниемузыкального
произведения в пении;
- будут
участвовать
в
коллективной
исполнительской
18

деятельности, используя различные формы индивидуального и группового
музицирования;
- научатся применять современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
- научатся обосновывать
собственные
предпочтения, касающиеся
музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях,
при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- научатся использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».