2.17. Музыка Рабочая программа по курсу «Музыка» 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Рабочая программа по музыке для 5 класса, авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19 декабря 2014г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении Федеральный государственный стандарт начального общего образования» с учётом изменений (от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от 31.12.2015г.№1576); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме. (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082). Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 123. Пояснительная записка. Программа адаптирована для обучения детей с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по музыке для 5-х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования. Основная цель - построение образовательного процесса для обучающегося с ЗПР в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Задачи программы по музыке для обучающегося с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности воспитанников: приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; освоение особенностей языка музыки, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств; воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры обучающихся; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности общения с искусством; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее в звуковедении музыкального искусства, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; ориентироваться в мире современной музыкальной, художественной культуры. Программа учитывает традиции российского музыкального образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественнотворческие задания, художественно - эстетическое восприятие произведений музыки в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса. Предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество. Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков и опирается на их субъективный опыт, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала данной программы выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Данной категории воспитанников свойственна утомляемость, пониженный уровень работоспособности. Внимание рассеянное, концентрация внимания низкая, память кратковременная, словарный запас бедный. Требуется дозированная подача материала, озвучивание пошаговой инструкции к заданию. Часто такой обучающийся нуждается в помощи учителя. Работает в основном по алгоритму. Болезненно реагирует на неудачу при выполнении задания. Похвала и поощрение - это большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении. Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания, это определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Музыка, как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе его познания, саморазвиваться. Важнейшим принципом организации учебного предмета «Музыка» является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и через активное восприятие образов музыкального искусства. Приоритетным направлением музыкального развития обучающихся следует считать освоение опыта творческой деятельности: хоровое исполнение, пластическое интонирование и музыкально - ритмическое движение, импровизации, элементарное музицирование, освоение элементов музыкальной грамоты. Для успешной коррекции учебной деятельности воспитаннику необходимы упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, речи. Ввиду психологических особенностей обучающегося с задержкой психического развития, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: коррекция отдельных сторон психической деятельности: – развитие восприятия, представлений, ощущений; – развитие памяти; – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; - развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; - умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; - формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; - формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; - формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности обучающегося с задержкой психического развития отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной его стойкой неуспеваемости в учебе. Необходимо в каждый традиционный урок включить компонент коррекционноразвивающей игры, соотнеся его с изучаемой темой. Игра на уроках музыки повышает у учащихся интерес к изучению предмета, помогает понять, где и как на практике можно использовать полученные знания. Кроме того, что игры вызывают интерес, они имеют и ряд других преимуществ, а именно: предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду. Следовательно, игра является одним из методов обучения, способствующих формированию и развитию личности. Такая деятельность направлена на развитие каждого ученика, предполагает создание благоприятных условий для проявления его способностей и интересов, т.е. речь идет о гуманизации педагогического процесса, что и является основным требованием времени. В процессе работы на уроках музыки создается копилка всевозможных коррекционно- развивающих игр, которые могут применяться на любом уроке, несколько видоизменяясь и концентрируя внимание на изучаемой теме. Традиционно применяются игры «Найди лишнее», «Кто последний», «Кто больше», «Попробуй сам», «Музыкальное лото». Предполагается использование таких форм контроля, как: - фронтальный; - индивидуальный; - устный; - плановый. Исходя из уровня подготовки обучающегося, применяются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая или индивидуальная. 2. Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкальнопластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоциональноценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у обучающихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом и основной программой общего образования «Музыка» изучается в 5 классе - 1 час в неделю. (34 часов в учебном году). В рамках программы 10 часов отводится на внутрипредметный модуль «В мире искусства». 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: - обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); - урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным - действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; - адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; - одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; - использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); - формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; - диалогические методики; - оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Личностными результатами изучения музыки являются: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через музыкальные формы и образы; творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметными результатами изучения музыки являются: регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством; способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения; умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ; коммуникативные УУД: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке; умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах; умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. познавательные УУД: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; умение самостоятельно получать знания; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение находить главные идеи в текстовом материале; преобразование музыкального образа в пространственно-графический; потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметными результатами изучения музыки являются: представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества; наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения; различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; различать основные жанры народной и профессиональной музыки; описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию; представлять систему общечеловеческих ценностей; осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности; реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале; применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. 5. Содержание учебного курса. Тема года: «Музыка и другие виды искусства» Тема I полугодия: «Музыка и литература» (16 часов) Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч) Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2. Вокальная музыка (1ч) Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Урок 3. Вокальная музыка Народное музыкальное творчество.(1ч.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных их удожественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Урок 4. Вокальная музыка. Романс.(1ч.) Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. (1 ч) Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч) Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Урок 10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч) Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч) Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 12-13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (2ч.) Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч) Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч) Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч) Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов) Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч) Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно- ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч) Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Урок 24-25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (2ч) Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч) Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культурыСимфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Урок 28. Застывшая музыка. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч) Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. Урок 33. Итоговый контрольный тест. Урок 34. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч) Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия