Литература_6 класс_ЗПР

2.2. Литература
Пояснительная записка.
Рабочая программа в адаптированном варианте по предмету «Литература» для 6 класса
составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего
образования, адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ № 123 и с учётом психофизических особенностей для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая особенности психофизического развития и возможности обучающегося,
данная программа скорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е.
предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако
учитывается государственный уровень обязательных требований. Все теоретические
положения и основные понятия даются исключительно в ознакомительном плане и
опираются на наглядные представления обучающегося, сложившиеся в результате его
жизненного опыта и изучения литературы в 6 классе.
Особенности построения программы заключаются в упрощении содержания
обучения обучающегося, использовании специальных методов, приемов и средств
обучения, обеспечивающих реализацию “обходных путей” обучения, индивидуализации
обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка,
обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на
коррекцию имеющихся у обучающегося недостатков в развитии, пробелов в знаниях и
опирается на субъективный опыт ученика и связь с реальной жизнью.
В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются
следующие коррекционные задачи:
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к литературоведческим
законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять
усвоенные знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно - коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко
адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость,
отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках литературы.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и
устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

Российская гражданская идентичность. Знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения).

Освоенность социальных норм, правил поведения социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
адаптация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями).

Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
Межпредметные понятия.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших
планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искатьсредства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить
логическое рассуждение и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 выделять явление из общего ряда других явлений;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 выявлять и называть причины события, явления;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
 определять тему и основную мысль произведения;
 владеть различными видами пересказа;
 характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные
характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять жанровую специфику художественного произведения;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 пользоваться
основными
теоретико-литературными
терминами
и
понятиями;
 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы;
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана;
 выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска
в Интернете.
Учащийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природехудожественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
иххудожественную и смысловую функцию;
• сопоставлять
«чужие»
тексты
интерпретирующего
харак
тера,аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствамидругих искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
другихискусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты вразных форматах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».