Естествознание_5-6 классы_ЗПР

2.22. Введение в естественнонаучные предметы.
Естествознание. Физика. Химия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по естествознанию для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС
ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программой
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022
г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Учебный план МАОУ СОШ №123 г.
Екатеринбург, Устав МАОУ СОШ №123 г. Екатеринбург, Примерной программы
основного общего образования по «Естествознанию» с учетом авторской
программы «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5—6
классы» (авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак), Примерной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Элективный курс Естествознание»
«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» – интегрированный
курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути
познания человеком природы. Введение физики и химии на ранней стадии обучения
в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и
методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено
фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в
процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и
измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов,
использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию
интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию. Деятельностный
подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд
взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний,
создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного,
эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять
внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и
утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек
следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных
системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с
1

обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный
потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших
подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним:
экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил. Основное
содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается
представление о том, что изучают физика и химия, «Тела и вещества»,
«Взаимодействие тел», «Физические и химические явления», «Человек и природа».
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся
сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах,
моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и
инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс содержит системные, а не отрывочные
знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной
и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих
структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир. В
курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса»,
«взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула». Получаемые учащимися
сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой
для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда
взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно
устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической
устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание
этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Элективный курс Естествознание»
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих
целей:

пропедевтика основ физики и химии;

получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лабораторного эксперимента (исследования);

формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике и химии).
Задачи данного курса:

развитие мыслительных операций учащихся,

формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать и применять
знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,
законах, теориях, методах физической науки;

формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих
способностей, осознанных мотивов учения.

2

Особенности отбора и адаптации учебного материала по естествознанию
Обучение учебному предмету «Элективный курс Естествознание»
необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения
программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть
уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при
сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть
адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми
образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом
обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим
повтором, многократной тренировкой в применении знаний с использованием
приемов алгоритмизации и визуальных опор, обучения структурированию
материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет
опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими
учебными предметами как «Химия», «Физика». Позволяя рассматривать один и тот
же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют
его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и
практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирование у
обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал,
планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо
постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний
обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведения и деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль
соблюдения правил техники безопасности при проведении лабораторных работ в
химическом кабинете.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Элективный курс Естествознание»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
естествознания определяется их особыми образовательными потребностями.
Помимо широкоиспользуемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов
деятельности следует усилить
виды деятельности,
специфичные
для
данной категории обучающихся, для обеспечения осмысленного освоения
содержания образования по предмету: усиление предметно-практической
деятельности с активизациейсенсорных систем; чередование видов деятельности,
задействующих различныесенсорные системы; освоение материала с опорой на
алгоритм; «пошаговость» визучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для
развития у обучающихся с ЗПР умения делать выводы, формирования
грамотного речевого
высказывания необходимо использовать
опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению
3

структурированию материала: составление рисуночных ивербальных схем,
составление таблиц, составление классификации
с
обозначенными
основаниями для классификации и наполнение их примерами и др. Примерная
тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Место учебного предмета «Элективный курс естествознание» в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета естествознание отводится: 68 часов
предмет
5 класс
6 класс
естествознание
34 часа
34 часов

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Введение (3 часа)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость
изучения природы и бережного отношения к ней.
Охрана природы.
Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика.
Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка,
шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени.
Правила нагревания
вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена
деления, предел измерений, правила пользования).
Лабораторные работы
№1. Простейшие измерения.
Тема 1. Тела и вещества (15 часов)
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь
скорости движения частиц с температурой.
Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств
твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов.

Периодическая система Д. И. Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде.
Фотосинтез.
Водород. Воздух — смесь газов.
Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
Плотность вещества.
Лвбораторные работы
№2. Наблюдение различных состояний вещества.
№3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№4. Измерение температуры воды и воздуха.
№5. Наблюдение делимости вещества.
№6. Наблюдение явления диффузии.
№7. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.
№8. Наблюдение горения.
№9. Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.
Тема 2. Взаимодействие тел (9 часов)
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от
массы.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике.
Способы
усиления и ослабления трения.
Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел
трением.

Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное
взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные
стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их
применение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от
объема
погруженной части тела. Условия плавания тел.
Лабораторные работы
№10. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
№11. Измерение силы трения.
№12. Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.
№13. Наблюдение магнитного взаимодействия.
№14. Выяснение условий плавания тел.
Тема 3. Физические и химические явления. (Механические и тепловые явления) (7 часов)
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное,
криволинейное,
движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.
Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения
звука.
Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и
использование его в технике.
Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Теплопередача.

Лабораторные работы
№15. Вычисление скорости движения бруска.
№16. Наблюдение источников звука.
№17. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
№18. Отливка игрушечного солдатика.
№19. От чего зависит скорость испарения жидкости.
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 3. Физические и химические явления. (Электромагнитные явления) (7 часов)
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы
тока.
Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.
Лабораторные работы:
№1. Сборка простейшего электромагнита.
№2. Наблюдение различных действий тока.
Тема 3. Физические и химические явления. (Световые явления) (6 часов)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз
и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные работы:
№3. Наблюдение теней и полутеней.
№4. Наблюдение отражения света в зеркале.
№5. Получение изображений с помощью линзы.
Тема 3. Физические и химические явления. (Химические явления) (7 часов)
Химические реакции, их признаки и условия их протекания.
Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.
Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и
некоторые химические свойства, применение.
Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.
Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки,
их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть,
продукты их
переработки.
Лабораторные работы:
№6. Наблюдение физических и химических явлений.
№7. Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами.
№8. Выяснение растворимости солей в воде.
Тема 4. Человек и природа (Земля – планета Солнечной системы) (3 часа)
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца,
наклон
земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.
Луна – спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.

Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А.Гагарин –
первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового
использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.
Тема 5. Земля – место обитания человека (2 часа)
Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.
Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные
явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.
Тема 6. Человек дополняет природу (6 часов)
Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их
назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели,
двигатели
внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные
кристаллы.
Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
Каучуки и резина, их свойства и применение.
Лабораторные работы:
№9. Изучение действия простых механизмов.
№10. Изучение действия рычага.
№11. Распознавание природных и химических волокон.
Тема 7. Взаимосвязь человека и природы (1 ч)
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.
Подготовка к итоговой контрольной работе (1 ч)
Итоговая контрольная работа за курс (1 ч)
Примерные контрольно-измерительные материалы по естествознанию
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся по предмету предусмотрены контрольные работы,
самостоятельные работы, зачеты, практические работы, тестирование. Одним из методов контроля результатов обучения
обучающихся с ЗПР является метод поливариативного экспресс- тестирования с конструируемыми ответами. Его
отличительными чертами являются оперативность, высокая степень индивидуализации знаний, сравнительно малые затраты
времени и труда на проверку ответов обучающихся.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
«пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно- оценочного) материала: использование устных
и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой на алгоритм, образец,
использование справочной информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
 формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
 освоение приемов исследовательской деятельности
формулировка выводов и т. п.);

(составление

плана,

использование

приборов,

 формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки
и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии,
работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).
Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:
 освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов
естественных наук;
 формирование элементарных исследовательских умений;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
В результате изучения предмета «Естествознание» ученик научится:
 описывать изученные свойства тел, используя физические величины: масса тела, плотность вещества, сила, давление, сила
трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон
Архимеда;
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: равномерное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления
твёрдыми телами, жидкостями и газами, плавание тел;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; решать задачи, используя формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, плотность вещества, давление);
 на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить
расчёты.
В результате изучения предмета «Естествознание» ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о физических и химических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физическую величину -температура;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.;

развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с
текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».