1.13. Информационная безопасность. Безопасное поведение в Интернете ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Информационная безопасность в сети интернет» для 2-4 классов составлена с на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ № 123. По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебная программа позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке при обучении детей с разным уровнем развития. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО могут быть представлены следующим образом. АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; -выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО , характерны следующие специфические образовательные потребности: - адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамикипсихическихпроцессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ЗПР; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: - принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории РФ, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки); - принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение "зоны его ближайшего развития" с учётом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип комплексного подхода, использования в полном объёме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся; - принцип преемственности при переходе обучающихся на II ступень обучения; - принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области"; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной деятельности, в деятельность жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьёй. Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь). Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права. 1.2. Цель и задачи программы внеурочной деятельности Цель: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства. Задачи: Образовательные: 1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет; 2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики; 1. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Развивающие: 1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 1. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; 1. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Воспитательные: 1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности; 1. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности. 1. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов. Объем - 34 часа в год. Программа составлена на основе курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована. Содержание программного материала этих тем, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному. Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Информация, компьютер и Интернет 1. Основные вопросы: Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. 2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей. Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет. 1. Тематика практических работ: Практическая работа № 1. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.). Практическая работа № 2. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype. Практическая работа № 3. Создание электронной почты Техника безопасности и экология 1. Основные вопросы: Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу. 2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами. Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе. 3.Тематика практических работ: Практическая работа № 1. Использование мобильного приложения «Компас» Практическая работа № 2. Создание буклета по теме: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» Практическая работа № 3. Создание буклета по теме: «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость 1. Основные вопросы: Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. 2. Требования к знаниям и умениям: - обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении. - обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении. - уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных. 1. Тематика практических работ: Практическая работа № 1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях Практическая работа № 2. Тест «Есть ли у меня игровая зависимость». Квест «Я умею говорить «Нет» в сети интернет» Методы безопасной работы в Интернете 1. Основные вопросы: Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете? 2. Требования к знаниям и умениям: - обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах. - обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контентфильтры. 1. Тематика практических работ: Практическая работа № 1. Исследовательская работа «Колобанга в поисках вируса» (выявление признаков заражения вирусом). Потребительские опасности в Интернете 1. Основные вопросы: Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете. 1. Требования к знаниям и умениям: - обучающиеся должны знать принципы работы интернет-магазинов, понятие «электронные деньги». - обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет. - уметь различать (распознавать) мошеннические действия. 1. Тематика практических работ Практическая работа № 1. Квест «Покупка в интернет-магазине». Основные правила поведения сетевого взаимодействия 1. Основные вопросы: Что такое интернет-этикет. Как вести себя в гостях у «сетевых» друзей. 2. Требования к знаниям и умениям: - обучающиеся должны знать правила сетевого этикета. - обучающиеся должны уметь корректно общаться в сети Интернет. 1. Тематика практических работ: Практическая работа № 1. «Пишу письмо другу» Государственная политика в области защиты информации 1. Основные вопросы: Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства. 2. Требования к знаниям и умениям: - обучающиеся должны знать политику государство в области защиты информации. - обучающиеся должны уметь защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники). 3. Тематика практических работ: Практическая работа № 1 Квест «Война миров» № Тема п/п Всего Теоретические Практические часов занятия занятия 1. Информация, компьютер и Интернет 10 7 3 2. Техника безопасности и экология 8 5 3 3. Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость 5 3 2 4. Методы безопасной работы в Интернете 4 3 1 5. Потребительские опасности в Интернете 4 3 1 6. Основные правила поведения сетевого взаимодействия 2 1 1 7. Государственная политика в области в области защиты информации 1 1 8. Итого 34 23 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Личностные результаты - вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности; 11 - формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; - стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. 3.2. Метапредметные результаты - развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; - развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; - развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.