Информационная безопасность_2-4 класс_ЗПР

1.13.

Информационная безопасность. Безопасное поведение в Интернете
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Информационная безопасность в сети интернет» для 2-4 классов составлена с
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития МАОУ СОШ № 123.
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют
создания для них особых образовательных условий.
На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает
организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий.
Программа адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом
специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое
для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебная программа позволяют
строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности.
Благодаря этому закладывается возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке при обучении детей с разным уровнем
развития.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по
составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного
(как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих
временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической
и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной
поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией
этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов
ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП
НОО могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного
поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться
признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической
истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции
в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др.
Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании

образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО , характерны следующие специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции
психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамикипсихическихпроцессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной
работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня
и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с
взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
- принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории РФ, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки);
- принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
"зоны его ближайшего развития" с учётом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объёме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей, обучающихся;

- принцип преемственности при переходе обучающихся на II ступень обучения;
- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие "предметной области";
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами
доступной им деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной деятельности, в деятельность жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьёй.

Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием
IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий
(Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения
информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений
дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.

1.2. Цель и задачи программы внеурочной деятельности
Цель: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного
пространства.
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети
Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
1. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
1. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
1. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных
технологий;
Воспитательные:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
1. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов. Объем - 34 часа в год.
Программа составлена на основе курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М.,
Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
Содержание программного материала этих тем, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей
обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.

Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий
разного уровня углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников
рассматриваемой программы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информация, компьютер и Интернет
1. Основные вопросы: Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети.
Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На
каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в
группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
2. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила
работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных
устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно
прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать
файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска
информации в сети Интернет.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон,
Калькулятор и пр.).
Практическая работа № 2. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа № 3. Создание электронной почты
Техника безопасности и экология
1. Основные вопросы: Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в
чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.

2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными
устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.
Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в
файловой системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Использование мобильного приложения «Компас»
Практическая работа № 2. Создание буклета по теме: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
Практическая работа № 3. Создание буклета по теме: «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость
1. Основные вопросы: Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные.
Признаки игровой зависимости.
2. Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
- обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
- уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Практическая работа № 2. Тест «Есть ли у меня игровая зависимость». Квест «Я умею говорить «Нет» в сети интернет»
Методы безопасной работы в Интернете
1. Основные вопросы: Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители
проверяют, что ты делаешь в Интернете?
2. Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.

- обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для
сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контентфильтры.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Исследовательская работа «Колобанга в поисках вируса» (выявление признаков заражения вирусом).
Потребительские опасности в Интернете
1. Основные вопросы:
Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько
стоят ошибки в интернете.
1. Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать принципы работы интернет-магазинов, понятие «электронные деньги».
- обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет.
- уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
1. Тематика практических работ
Практическая работа № 1. Квест «Покупка в интернет-магазине».
Основные правила поведения сетевого взаимодействия
1. Основные вопросы: Что такое интернет-этикет. Как вести себя в гостях у «сетевых» друзей.
2. Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать правила сетевого этикета.
- обучающиеся должны уметь корректно общаться в сети Интернет.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. «Пишу письмо другу»
Государственная политика в области защиты информации

1. Основные вопросы: Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства.
2. Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать политику государство в области защиты информации.
- обучающиеся должны уметь защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и
злоумышленники).
3. Тематика практических работ:
Практическая работа № 1 Квест «Война миров»
№

Тема

п/п

Всего

Теоретические

Практические

часов

занятия

занятия

1.

Информация, компьютер и Интернет

10

7

3

2.

Техника безопасности и экология

8

5

3

3.

Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость

5

3

2

4.

Методы безопасной работы в Интернете

4

3

1

5.

Потребительские опасности в Интернете

4

3

1

6.

Основные правила поведения сетевого взаимодействия

2

1

1

7.

Государственная политика в области в области защиты информации

1

1

8.

Итого

34

23

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
- вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;

11

- формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
3.2. Метапредметные результаты
- развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
- развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».