ИЗО_4 класс_ЗПР

1.7. Изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022-2023 учебный год для обучающихся с задержкой психического
развития 4-го класса разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
 приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
 освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о
формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
 овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного
искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

1

овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и
аппликации;
 развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления,
эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.


Общая характеристика курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных —
архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных
промыслов, а также постижение роли художника
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение,
украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать
их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов
деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия
видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида
художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении
искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством
на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Место курса в учебном плане
В 4 классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели).
Логика изложения и содержание программы «Изобразительное искусство» полностью соответствует авторской программе Неменского
Б.М.
2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются
и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости.
Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика
архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир,
Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды
человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при
формировании образа.
Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной
ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере
национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и
устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование
эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности
искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и
безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную
жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество
зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3






















понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
умение сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
случае неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Учащийся научится
формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
4














формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации);
различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн,
архитектура), декоративной (народные и прикладные иды искусства);
владеть основными видами и жанрами пространственно-визуальных искусств;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».