ОДНКНР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Департамент образования города Екатеринбурга

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор

______________Сорокина А.Ф.

______________Старикова О.В..

Протокол №...
от "..." ... 2022 г.

Приказ №...
от "..." ... 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1934040)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 класса основного общего образования
на 2022/2023 учебный год

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия
с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не
менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности
и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык
и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия
как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России
в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и
его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам
как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?
Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как

трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии
семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей
в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая
Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,
морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок
и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать
их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;

— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с
языками других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов
России, важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и
историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями
культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве,
охоте, рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми
они связаны.

Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и
общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;—
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых
сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта
и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями
своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями
её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

—

роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную
важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;—
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;—
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;—
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной
семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях,
иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной
культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать
роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления
целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов
на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
— уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и
культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте
культуры и творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных
ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;—
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;—
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды
и уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность
изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как
способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в
России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России

— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;—
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами
исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и
типами жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники
истории и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать
об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема
28. Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих
языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания
народа на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?

1.2.

Наш дом — Россия

1.3.

Язык и история

1.4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1.5.

Истоки родной культуры

1.6.

Материальная культура

1.7.

Духовная культура

1.8.

Культура и религия

1.9.

Культура и образование

1.10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1.

Семья — хранитель духовных ценностей

2.2.

Родина начинается с семьи

2.3.

Традиции семейного воспитания в России

2.4.

Образ семьи в культуре народов России

2.5.

Труд в истории семьи

2.6.

Семья в современном мире (практическое занятие)

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1.

Личность — общество — культура

3.2.

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

3.3.

Личность и духовно-нравственные ценности

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1.

Историческая память как духовно-нравственная ценность

4.2.

Литература как язык культуры

4.3.

Взаимовлияние культур

практические
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

4.4.

Духовно-нравственные ценности российского народа

4.5.

Регионы России: культурное многообразие

4.6.

Праздники в культуре народов России

4.7.

Памятники в культуре народов России

4.8.

Музыкальная культура народов России

4.9.

Изобразительное искусство народов России

4.10. Фольклор и литература народов России
4.11. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)
4.12. Культурная карта России (практическое занятие)
4.13. Единство страны — залог будущего России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».