3.22. Психология Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе авторской программы («Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: — Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018); — Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской федерации №1312 от 09.03.2004 года (в ред. приказов № 889 от 30.08.2010 г., № 1994 от 03.06.2011г., № 74 от 01.02.2012 г.). — Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказов от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69). — Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 05.07.2017); — Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (ред. от 24.11.2015). Цель преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка: -формирование общих представлений о психологии как науке; -пробуждение интереса к другим людям и самому себе; - развитие интеллектуальной сферы; - развитие самосознания, эмоциональной сферы. Общая характеристика учебного предмета Преподавание курса психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи 1 с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиесясмогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности. В 10-м классе учащиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения человека: личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия психологической готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст является наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения. В 11-м классе учащиеся знакомятся с основными областями применения психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека. Ожидаемые, планируемые результаты. Предметные результаты 1. Знаниеобщественно-исторической обусловленности человеческих способностей. 2. Понимание психологических механизмов развития способностей. 3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни. 4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности. 5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать. Личностные результаты 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания. 4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. 6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности. 7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты 1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4. активное использование речевых средств и средств информационных и 2 коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы. В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, проекты. Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуальногрупповой, групповой, коллективный. В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы В процессе обучения применятся следующие формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Место учебного предмета в учебном плане Учебный план школы отводит на изучение психологии на уровне среднего общего образования 68 часов за два года обучения Распределение нагрузки по классам Класс 10 11 Всего часовв неделю 1 1 Всего часовв год 34 34 Список учебно-методической литературы Учебник 1. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. 10, 11 класс. Просвещение 2014 Дополнительная литература 2. «Психология» 10-11 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 2007. 3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В, Основы психологии для старшеклассников: пособие для преподавателя: в 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002 4. Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред. И.В.Дубровиной. М. , 2007г. .А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. 3 5. Я.Коломенский «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений Оборудование кабинета Кабинет психологии комплектуется следующим оборудованием: — компьютер — принтер (черно-белой печати, формата А4); — мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя; — экран (настенный); — акустические колонки в составе рабочего места преподавателя. 4 5 6