Психология 10-11 классы

3.22. Психология
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе
авторской программы («Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной,
Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 03.08.2018);
— Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования Российской федерации №1312 от 09.03.2004 года (в
ред. приказов № 889 от 30.08.2010 г., № 1994 от 03.06.2011г., № 74 от 01.02.2012 г.).
— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказов от 03.06.2008
№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от
24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
— Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 05.07.2017);
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"» (ред. от 24.11.2015).
Цель преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником
элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и
обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности
к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание курса психологии представляется актуальной и важной задачей
образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к
жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические
факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая
культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства,
способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов,
чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с
окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все
это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического
общества.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к
пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи
1

с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиесясмогут
научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит
ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности
и социальной действительности.
В 10-м классе учащиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения
человека: личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия
психологической готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст
является наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения.
В 11-м классе учащиеся знакомятся с основными областями применения
психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической
культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты
1. Знаниеобщественно-исторической обусловленности
человеческих
способностей.
2. Понимание психологических механизмов развития способностей.
3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении
и в жизни.
4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с
различными видами человеческой деятельности.
5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности»,
«талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4. активное использование речевых средств и средств информационных и
2

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов
обучения и их сочетаний:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических, и самостоятельная работа учащихся.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные
игры, творческие задания.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.
В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый
контроль, проверочные работы, проекты.
Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуальногрупповой, групповой, коллективный.
В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы),
организационно-педагогические
средства
(карточки,
раздаточный
материал),
мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы с
учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение психологии на уровне среднего общего
образования 68 часов за два года обучения
Распределение нагрузки по классам
Класс
10
11
Всего часовв неделю
1
1
Всего часовв год
34
34
Список учебно-методической литературы
Учебник
1. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. 10, 11 класс. Просвещение 2014
Дополнительная литература
2. «Психология» 10-11 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В.
Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 2007.
3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В, Основы психологии для старшеклассников: пособие для
преподавателя: в 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002
4. Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред.
И.В.Дубровиной. М. , 2007г. .А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В.
Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
3

5. Я.Коломенский «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов
первых курсов высших учебных заведений
Оборудование кабинета
Кабинет психологии комплектуется следующим оборудованием:
—
компьютер
—
принтер (черно-белой печати, формата А4);
—
мультимедийный
проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
—
экран (настенный);
—
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.

4

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».