Финансовая грамотность 10 классы

3.21. Финансовая грамотность
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, программы
воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской
Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и
Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» основана на преемственности с
программой для уровня основного общего образования МАОУ СОШ №123. Лежащие в её
основе положения предполагают формирование устойчивых личных установок в рамках
финансовой культуры старших подростков. Финансовая грамотность как часть культуры
общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм,
правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и
умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения
финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной
финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом
планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества,
правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых
посредников.
Программа по финансовой грамотности предполагает использование образовательной
технологии, в основе которой лежит системно- деятельностный подход, а также применение
информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для
обеспечения практико-ориентированного и функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни старшими подростками. Содержание программы
основывается на возрастных особенностях обучающихся и предусматривает комплексное
освоение компонентов финансовой грамотности.
В этой связи отбор содержания определяется следующими факторами, влияющими на
финансовое поведение молодёжи во время обучения на уровнесреднего общего образования:
- запрос на выбор профессии и профессиональное образование;
- завершающий этап социализации в школе, который связан с повышением
социального статуса на данном уровне общегообразования;
- расширение взаимодействия с государственными органами и предоставляемыми
услугами; усложнением потребностей, связанных с участием в финансовых отношениях;
повышением роли цифровых технологий в том числе в предоставлении финансовых услуг
молодёжи и необходимостьюобеспечения безопасности в финансовой сфере.
Значительное место в содержании учебного курса отводится исследованию
возможностей использования инвестиций и изучению темы о деятельности фондового рынка,
инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования денежных средств,
обеспечения безопасности и защиты от рисков.
Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются:
-формирование компонентов финансовой грамотности у обучающихся старшего
подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли государства в экономическом
развитии и проведении денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах
финансовой системы, роли финансовых технологий и особенностей инвестирования, в том
числе при использовании цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора
молодёжи;
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в старшем
подростковом возрасте, становление её финансовой грамотности, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри
1

финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к применению страховых
услуг;
- освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите
персональных данных при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного
поведения;
- развитие компетентностей функционально грамотного человека в области
финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически
осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного
участия в экономической жизни общества, семьи;
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия
с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
- формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с
учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика»,
«География».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Финансовая
грамотность», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе): 10 класс - 34 ч.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Финансовая
грамотность» на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
2

психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству
и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод
без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность
к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
3

людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказыватьпервую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
4

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,эксперт и т. д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

1.
–

5

Предметные результаты
•
Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной
платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и
покупательной способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер
жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом
капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об
основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах
предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений;
•
характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой
налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности;
современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и
возможности трудоустройства молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый
рынок;
•
устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и
инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода
в зависимости от собственной трудовой деятельности;
•
использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора;
сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях;
•
искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе
фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с
цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных
инвестиционных продуктов;
•
анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте;
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;
•
приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и
операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов;
мошенничества;
•
устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством
и потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью
и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение
дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности;
•
использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;
сберегательных сертификатах;
•
определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
•
решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового
здоровья;
•
овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
•
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;защите при
работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от
подлинных инвестиционных продуктов;
•
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний
о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
•
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять
критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов;
•
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при
взаимодействии с представителями разных этнических групп.

6

Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»10 класс
Раздел 1. Государство и финансовая система
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово
экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика
государства. Национальная платежная система.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный
процесс. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг.
Инициативное бюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка. Риски и
ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел 2. Государство и человек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые
вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в электронном виде. Субъекты и
объекты социальной защиты. Социальные пособия. Льготы. Материнский капитал.
Государственная помощь семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс
доходов и потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Риски
цифровых технологий для потребителя.

7

8

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».