3.19. Стилистика русского языка Пояснительная записка Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения. Цели курса: - расширение лингвистического кругозора учащихся за счет усвоения стилистических знаний; - совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся. Задачи курса: - ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики; - расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка; - углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи; - предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки; - вырабатывать умение редактировать текст. Программа спецкурса «Стилистика русского языка» включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку. Грамматическая стилистика и лексическая стилистика содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов и антонимов и др. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует. Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной 1 литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные раннее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов. Курс изучения стилистики предусматривает 68 учебных часов. Из них 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. В 10 классе изучаются понятия стилистики и стилистические ресурсы, в 11 классе- стили речи. Содержание учебного материала 10 класс Введение (1 час) Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики. Основные понятия стилистики (5 часов). Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры. Стилистика языка (29 часов) Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи. Лексическая стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначность слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления. Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы. Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Стилистика и словообразование. Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление. Стилистика и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. 2 Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи. Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление. Стилистика и синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний. Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций. Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры. 11 класс Стилистика речи (34 часа). Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста. Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов В результате учащиеся должны: - иметь представление о стилистике как учебной дисциплине, ее структуре, ее связи с другими лингвистическими науками; - знать содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.; стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические); стилистическую синонимию различных языковых средств; особенности функциональных стилей речи; природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию; - уметь определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей; - находить в тексте стилистические средства разных уровней языка; - различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка; - оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств; - владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности; - пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка; - исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте; 3 - уметь редактировать текст. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение курса 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».М.; «Просвещение», 2004; 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004; 3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка .- М.; «Просвещение», 1989. 4. Программы для общеобразовательных школ. Русский язык. (Программы для углубленного изучения предмета в 10-11 классах) 5. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка».- М.; «Высшая школа», 1987. 6. Розенталь Д.Э. домашний репетитор.- М.; «Высшая школа», 2000. 7. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы.- М.; 1995. 8. ЭОР. 9. Ноутбук. 10. Интерактивная доска.