Стилистика русского языка 10-11 классы

3.19. Стилистика русского языка
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся
10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой
содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение
разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов
языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы. Такой
подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать
учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие
стилистические умения.
Цели курса:
- расширение лингвистического кругозора учащихся за счет усвоения стилистических
знаний;
- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;
- расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;
- углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и
исправлять речевые и грамматические ошибки;
- вырабатывать умение редактировать текст.
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» включает материал, не
содержащийся в базовой программе по русскому языку. Грамматическая стилистика и
лексическая стилистика содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся,
о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов,
стилистических функциях синонимов и антонимов и др. Содержание программы
способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения,
составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать
материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не
создает перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует. Программа курса
содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа
с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной

1

литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех
последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе
занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и
закрепляются знания, полученные раннее, развиваются умения применять эти знания на
практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно
на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) Конкретно
определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
Учащиеся

должны

овладеть

нормами

русского

литературного

языка,

наиболее

целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его
жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением
форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного
изучения материала и получения запланированных результатов.
Курс изучения стилистики предусматривает 68 учебных часов. Из них 34 часа в 10
классе, 34 часа в 11 классе. В 10 классе изучаются понятия стилистики и стилистические
ресурсы, в 11 классе- стили речи.
Содержание учебного материала
10 класс
Введение (1 час) Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики.
Структура стилистики.
Основные понятия стилистики (5 часов). Связь стилистики с другими филологическими
дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.
Стилистика языка (29 часов) Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы ударения и
произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи. Лексическая
стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и
недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов
и многозначность слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое
использование

антонимов.

Стилистическое

использование

иноязычных

слов.

Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления. Речевые ошибки
и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные
возможности лексики. Тропы. Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство
русской фразеологии. Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с
использованием фразеологизмов. Стилистика и словообразование. Стилистически
окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования.
Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление. Стилистика
и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления существительных.

2

Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных.
Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий
и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления
служебных частей речи. Синонимия форм частей речи. Выразительные возможности
употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление.
Стилистика и синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы
согласования. Синонимия словосочетаний. Стилистика простого предложения. Стилистика
сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций. Грамматические
(синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса.
Стилистические фигуры.
11 класс
Стилистика речи (34 часа). Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль.
Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.
Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые
особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
В результате учащиеся должны:
- иметь представление о стилистике как учебной дисциплине, ее структуре, ее связи с
другими лингвистическими науками;
- знать содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические
средства», «стиль речи» и т.д.; стилистические средства языка (фонетические, лексические,
грамматические); стилистическую синонимию различных языковых средств; особенности
функциональных

стилей

речи;

природу

типичных

орфоэпических,

речевых

и

грамматических ошибок, их классификацию;
- уметь определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;
- находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;
- различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;
- оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;
- владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в
зависимости от коммуникативной целесообразности;
- пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных
языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;
- исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;

3

- уметь редактировать текст.

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение курса
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».М.; «Просвещение», 2004;
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. методические рекомендации к учебному
пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение»,
2004;
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка .- М.;
«Просвещение», 1989.
4. Программы для общеобразовательных школ. Русский язык. (Программы для
углубленного изучения предмета в 10-11 классах)
5. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка».- М.; «Высшая школа»,
1987.
6. Розенталь Д.Э. домашний репетитор.- М.; «Высшая школа», 2000.
7. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы.- М.; 1995.
8. ЭОР.
9. Ноутбук.
10. Интерактивная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».