ИЗО 6-7 классы

2.15. Изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие
визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально нравственной оценки;
овладение
основами
культуры
практической
работы
различными
художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный
ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного
образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-

педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа
объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую
образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности
развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество
учителя и ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению
собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности
художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного
языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в
истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он
на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и
культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в
чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной
человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это
большая работа, требующая и знаний.
Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению
архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей
жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств
опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;

1

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в
практической творческой деятельности:

сформированности
познавательной и

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
2

• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне.
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств.
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусств; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации
личности;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное
искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю. Программа 6 класса рассчитана на 34 ч. в год
(1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.
Программа 7 класса рассчитана на 17 ч. в год (1 час в неделю I полугодие).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
6 КЛАСС.
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности
художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного
языка.
В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр
рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира
и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах
изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И
последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета,
формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра
изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
3

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое
произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные
свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в
изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в
живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др. Мир наших вещей.
Натюрморт.
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в
живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте
настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт
как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека.
Портрет в изобразительном искусстве.
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального
человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место
живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя
портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр
пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной
перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике.
Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в
окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра
Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в
изображении пространства (воздушная перспектива).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
7 КЛАСС
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметнопространственной среды жизни людей. Роль архитектуры в понимании человеком своей
идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство
функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом
дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные свойства композиции:
целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение
доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст,
нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по
4

созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на
плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Шрифт и содержание
текста. Стилизация шрифта. Выполнение аналитических и практических работ по теме
«Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема
или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый
логотип. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Структура
зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих
целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер
постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции
строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных
конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов;
каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и
социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов.
Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм
бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала
изготовления. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов
и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметнопространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме
«Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных
архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь
с образом жизни людей. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды.
Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в
организации городской среды и индивидуальном образе города. Выполнение практической
работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания
коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
5

Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Интерьеры общественных
зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой. Выполнение дизайн-проекта территории парка или
приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в
объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное
проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного
дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 6 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Изобразительное искусство. 7
класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
Научно-популярная литература по искусству. Альбомы по искусству.

6

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Столы рисовальные
Стеллажи для книг и оборудования
Доска магнитно-маркерная
Мультимедиа
Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Аудиторная доска

7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».